На сирийской сцене конкуренция Саудовской Аравии и Катара превращается в пародию.
В том, что оппозиция, которая ведет вооруженную борьбу с режимом в Сирии, испытывает удушье, играют важную роль как внутренние споры, так и несогласованная повестка дня внешних игроков. Конкуренция Саудовской Аравии и Катара, создающих друг для друга препятствия при внешнем союзничестве, на сирийской сцене превращается в пародию. «Чей человек останется на сцене, когда уйдет Асад?» Именно этот вопрос провоцирует пародию. Таково общее впечатление: в то время как Доха сотрудничает прежде всего с «Братьями-мусульманами», Эр-Рияд предпочитает умеренно-светское крыло и ведет себя «избирательно» по отношению к салафитам. Саудиты надеются компенсировать потерю оказавшегося во власти шиитов Ирака «суннитской Сирией», поэтому, они считают опасной для правителей в странах Персидского залива власть «Братьев-мусульман» в силу их «политико-исламистского» языка. Какую практику в Сирии предполагает саудовская избирательность? По мнению повстанца из Дерья Ахмета Масри (Ahmet Masri), беседовавшего с Telegraph, «Саудовская Аравия поддерживает умеренные группы. Большая часть оказываемой ею финансовой поддержки распределяется Высшим военным советом. Поток вооружений, оплачиваемый Эр-Риядом, контролируется американцами». Было обнаружено, что, начиная с декабря, Саудовская Аравия поставляет хорватские вооружения умеренным боевикам через Иорданию.
Достаточно того, чтобы их можно было контролировать
Преимущественно помощь Эр-Рияда осуществляется через Иорданию. Обучаемые в Иордании повстанцы набирают из кланов «умеренных суннитов». Возможен ли результат при полном отсутствии сотрудничества Саудовской Аравии с радикалами? Конечно, нет. Не секрет, что джихад подпитывается салафитами при помощи саудовских духовных лиц. Также существуют предположения о том, что ресурсы «Аль-Каиды» в Ираке передаются с помощью саудовской разведки, возглавляемой Бандаром бин Султаном (Bender bin Sultan), организации «Джабхат ан-Нусра». Согласно документам, обнаруженным Wikileaks, «черный ящик» саудовско-американских отношений Бандар в 2005 году после оставления службы в посольстве в Вашингтоне, где он работал в течение 22 лет, с администрацией Буша разрабатывал план подготовки салафитов, настроенных против элементов, поддерживаемых Ираном. Нельзя не предположить, что саудовско-салафитская сеть проявляла активность и в Сирии. Начав в собственной стране войну с салафитами, Эр-Рияд не уклоняется от их поддержки на других территориях. Достаточно, чтобы эти вооружения эффектом бумеранга не были направлены против него. Насколько я могу судить, избирательность в вопросе салафитов появилась с возникновением давления в Сирии со стороны таких группировок, как «Джабхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам». И после определенного момента, подразумевая своих салафитов, Эр-Рияд ввел запрет на участие в боевых действиях. Не напрасно предупреждение министерства внутренних дел Саудовской Аравии об аресте саудовских граждан, отправившихся на джихад в Сирию, по их возвращении, а также критика выступлений, провозглашающих джихад, которая прозвучала на проповеди Главного муфтия шейха Абдулазиза: «Я против того, чтобы саудовская молодежь отправлялась на джихад в Сирию. Неизвестно, в тени кого воюют в этой стране. Поддержите сирийцев деньгами и молитвой». Провоцирующий своими проповедями в Джидде межмазхабную нетерпимость и насилие сириец по происхождению, салафит Аднан Арур (Adnan Arur), сосредоточен не столько на салафитах, сколько на беглых военных. Известный своей немаловажной ролью в создании Движения свободных офицеров, Свободной сирийской армии и нескольких военных советов Арур обладает правом голоса в кругах повстанческого командования настолько, что способен произнести в прямом эфире: «Я повысил твое звание».
В гражданской сфере - тоже борьба
Нельзя сказать, что усилия к тому, чтобы преобразовать саудовско-катарскую баталию в сотрудничество, не прилагаются. Например, в сентябре 2012 года было создано Командование высшими революционными военными советами. Однако через месяц представители командования Катара встретились в Дохе и принимали с распростертыми объятиями тех, кто не отправился на саудовскую конференцию. В этот же момент представитель Свободной сирийской армии Луай аль-Микдад (Luay Mikdad) сообщил о создании альтернативного командования. Аль-Микдад – человек Укаба Сакра (Ukab Sakr), члена ливанского политического течения «Аль-Мустакбаль», координирующий саудовскую помощь. И что же, созданный под давлением США в Анталии «Совет высшего совместного военного командования» положил конец распрям? Хотя в координации заметен прогресс, все еще сохраняется неопределенность.
Конкуренция распространяется на гражданскую сферу. Мы отчетливо это наблюдали при выборах Национальной коалицией революционных и оппозиционных сил Сирии «премьер-министра временного правительства» в марте этого года. Согласно ливанской газете «Ас-Сафир», Доха и Эр-Рияд пришли к договоренности по кандидатуре Мустафы Асада (Mustafa Esad). Однако в последний момент Катар настоял на кандидатуре Гасана Хитто (Ghassan Hito). Поэтому кандидаты, которых поддерживал Эр-Рияд, были устранены. Глава коалиции Муаз аль-Хатиб (Muaz el Hatib) принял решение об отставке, чтобы не стать марионеткой «Братьев-мусульман». По сути, США стремились к признанию в Лиге арабских государств не «временного правительства», а «исполнительной власти» под руководством аль-Хатиба. Его призыв к диалогу с переходным правительством, решения, принятые в Женеве, и план политического урегулирования Лахдара Брахими были саботированы. Брахими, собираясь оставить эту миссию, отметил: «Катар вставляет нам палки в колеса». Несмотря на непрекращающиеся попытки организовать оппозицию, курс развития событий указывает на то, что война чужими руками растянется, и новые внутренние конфликты неизбежны.