Газета "Наш Мир" br>Уже в первые минуты после терактов в Бостоне на Twitter, Facebook и YouTube обрушился бурный поток фотографий и видео. Там появились записи взрывов, ужасные снимки раненых и леденящие кровь фотографии места происшествия. Все они были сняты обычными очевидцами на их мобильные телефоны и цифровые камеры, профессиональными фотографами из прессы, компаниями, которые занимаются продажей сувенирных фото бегунам, и даже самим участниками марафона.Организаторы терактов, вероятно, рассчитывали на эти снимки: марафон — это здание из тысяч крохотных кирпичиков личных достижений, момент, который заставляет нас достать из кармана телефон и нажать на кнопку записи. Неважно, кто эти люди, и каковы их цели: те, кто устроил взрывы, хотели, чтобы мы стали их непосредственными свидетелями. Мой коллега Дейв Вейгель (Dave Weigel) видит положительную сторону в этом обилии фото и видео. Такие доказательства, пишет он, ставят под сомнение конспирологические теории по поводу теракта. Уже сейчас вокруг раздаются возгласы сумасшедших о том, что теракты спланировало правительство для достижения собственных целей. Тем не менее, в отличие от предыдущих трагедий в Бостоне конспирологам приходится иметь дело с фотографиями и свидетельствами очевидцев, которые противоречат их теориям насчет этих событий.Кроме того, будем надеяться, что эти снимки позволят следователям разобраться в случившемся. Правоохранительные органы обратились к людям с просьбой отправить фотографии и видеозаписи с марафона по адресу boston@ic.fbi.gov или позвонить по номеру 1-800-CALL-FBI, если у них есть какая-то информация. Если следователи смогут сложить из снимков свидетелей общую картину, то у них, возможно, получится решить загадку этого теракта. Мне хочется верить, что эти снимки, как считает Вейгель, на самом деле позволят опровергнуть сумасбродные теории насчет настоящих событий в Бостоне. Тем не менее, я вынужден согласиться с другой моей коллегой по Slate Амандой Маркотт (Amanda Marcotte), которая напоминает, что доказательствами редко когда удается переубедить конспирологов. Как я уже писал в одной книге, где рассматриваю методы распространения лжи конспирологами и прочими аферистами, они зачастую отталкиваются от базового постулата (например, «государство обманывает нас») и интерпретируют доказательства в пристрастной манере, так, чтобы подогнать их под свои утверждения.Государство постоянно нам лжет Таким образом, обилие фотографий вовсе не обязательно становится эффективным средством борьбы против этих экстравагантных теорий. Более того, иногда оно дает и вовсе противоположный результат: чем больше фотографий, тем больше возможностей для конспирологов найти «неизвестные доказательства».В результате прямые свидетельства очевидцев в конечном итоге лишь подпитывают и укрепляют теории заговора. Люди упорно цепляются за свои гипотезы, так как уверены, что видели их подтверждение на фотографии. Именно так все было после событий 11 сентября. Когда второй самолет врезался в здание Всемирного торгового центра, на башни смотрели десятки телевизионных камер и десятки тысяч людей, многие из которых держали в руках цифровые фотоаппараты. Этот теракт стал одной из наилучшим образом задокументированных катастроф в истории, одним из тех редких случаев, когда убийство транслировали в прямом телеэфире (застреливший Ли Харви Освальда (Lee Harvey Oswald) Джек Руби (Jack Ruby) — второй тому пример).В сравнении с убийством Кеннеди (оно было с ужасающей точностью заснято на единственную камеру) обилие фотографий 11 сентября могло бы навести на мысль о невозможности оспорить официальную версию, тогда как в прошлом у многих людей возникли сомнения насчет того, что Освальд был единственным убийцей. Тем не менее, реальность событий 11 сентября немедленно была поставлена под вопрос, а фотографии сыграли ключевую роль в альтернативных версиях произошедшего. В документальном фильме «Разменная монета» (Loose Change), который стал культовой картиной для несогласных с официальной теорией, десятки фотографий используются таким образом, чтобы доказать причастность правительства к терактам. Разумеется, многие снимки противоречат всем этим теориям заговора, однако авторы фильма оставляют их за бортом и демонстрируют только те фото, которые могут подкрепить их утверждение.Как мне кажется, все это снова повторится в Бостоне. Сделанные после теракта фотографии отражают охватившее всех смятение: расстановка людей и предметов зачастую выглядит нелогичной, особенно с точки зрения любителей, которые не понимают условий съемки. После подробнейшего изучения нечетких или смазаных снимков скептики неизбежно находят в них что-то подозрительное. Смотрите, что делает этот мужик на крыше дома? Откуда тут взялся этот мусорный бак? А этот тип в костюме смахивает на шпиона, так ведь? Набрав достаточно таких, по всей видимости, необъяснимых моментов, конспирологи лепят из них как можно более броский сценарий, который, по их мнению, представляет собой самое вероятное объяснение для любого, кто готов включить мозги.Сомнения насчет достоверности документа Кроме того, технологии дают конспирологам еще одну лазейку: если вам попадается доказательство, которое подрывает вашу теорию, и у вас нет против него аргументов, достаточно лишь усомниться в его достоверности. В нынешние времена Photoshop подделать можно все, что угодно. И вам больше не обязательно верить собственным глазам. Конспирологи 11 сентября нередко прибегали к этой стратегии, а сомневающиеся в подлинности свидетельства о рождении Обамы возвели ее в степень искусства.Какие бы доказательства не представлял в свою защиту президент, чтобы положить конец спорам вокруг его места рождения, у скептиков всегда был туз в рукаве: они не доверяют этому человеку, поэтому любой показанный им документ — это, вероятно, подделка. Все это, безусловно, не означает бесполезности снимков. Как раз наоборот: опытные следователи, которые проводят многие часы за изучением собранных во время терактов в Бостоне документальных свидетельств, могут найти в них те самые ниточки, что приведут их к преступникам. Хотя рассчитывать на что-то большее, пожалуй, не стоит. Конспирологи верят в то, во что они верят, потому что они в это верят. И никакие снимки этого не изменят.
|