Предками большей части евреев Восточной и Центральной Европы были мигранты из Хазарии, а не из Германии — таковы результаты сопоставительного генетического анализа, ставящие под сомнение респектабельную «рейнскую гипотезу».
Несмотря на то что еврейское население Европы — один из излюбленных объектов сравнительно-генетических исследований (как прикладных в силу более высокого, чем у других этносов, распространения некоторых наследственных заболеваний, так и фундаментальных, связанных с изучением этнической истории Евразии), вопрос о его происхождении продолжает оставаться нерешенным. Прежде всего это относится к наиболее крупной субэтнической группе евреев Центральной и Восточной Европы, традиционно обозначаемой как ашкеназы, хотя этногенетики данное самоназвание предпочитают уже не употреблять. Другой крупной, хотя и не такое многочисленной субэтнической группой евреев являются сефарды, жившие на Пиренейском полуострове со времен Римской империи и раннего Средневековья и позже рассеянные по всему Средиземноморью.
Оживить дискуссию по вопросу о происхождения евреев Центральной и Восточной Европы обещают результаты анализа более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население этих территорий (в общей сложности были исследованы геномы представителей 8 еврейских общин, не состоящих в родственной связи), так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы, проделанный доктором Эраном Элхаиком, генетиком из Университета Джона Хопкинса (США), и опубликованные в журнале Genome Biology and Evolution.
Согласно им, большая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведет свое происхождение от потомков населения Хазарского каганата, мигрировавших на запад в Х—XIV веках по мере распада и после окончательного коллапса этого государства.
Таким образом, выводы Элхаика подтверждают хазарскую гипотезу происхождения центрально- и восточноевропейского еврейства, опровергая так называемую рейнскую гипотезу, бывшую до этого приоритетной.
Согласно последней, евреи этой части Европы происходят от потомков израильско-ханаанейских племен, под давлением исламской экспансиии покинувших Святую землю в VII в. н. э. и обосновавшихся на территориях по среднему течению Рейна (где, скорей всего, уже компактно проживали немногочисленные общины евреев, переселившихся сюда в позднеримскую эпоху). Считается, что в начале XV века большая группа рейнских евреев, примерно 50 тысяч человек, мигрировала на восток Европы, где их численность к началу ХХ века достигла уже 8 миллионов человек.
Если рейнская гипотеза верна (притом что столь резкое увеличение численности восточноевропейских евреев, несмотря на довольно строгую эндогамию, эпидемии, войны, притеснения и плохие экономические условия, вписывается в нее довольно плохо), гены евреев этой части Европы должны демонстрировать высокую степень сходства и содержать доминирующую ближневосточную предковую линию.
Между тем, как показал сравнительный анализ более тысячи геномов, сделанный по семи параметрам (наличие общего предка, степени родства, доли примесей, динамики дрейфа генов, а также географического распределения мутировавших генов и сценариев их миграции), «генетическое досье» европейских евреев выглядит совсем не монолитно и представляет собой пеструю мозаику, в которой доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с меньшей, хотя и существенной, примесью ближневосточных.
Этот результат согласуется с точкой зрения, что главным предковым резервуаром европейского еврейства были прилегающие к Кавказу южные территории Хазарии — средневекового государства, выделившегося из Западно-Тюркского каганата и существовавшего с VII по X в. н. э.
«Наиболее вероятным объяснением полученных нами данных является то, что большая часть восточноевропейские евреев происходит от иудео-хазарских предков — общности, столетиями формировавшейся к северу от Кавказа на территории Хазарского каганата», — резюмирует Элхаик.
Проведенное им сопоставление геномов стало возможным после того, как были расшифрованы геномы представителей некоторых кавказских, тюркских и ближневосточных этносов, а также евреев, проживающих на территории Центральной и Восточной Европы.
Еврейское присутствие в Северном Прикавказье фиксируется уже на рубеже I тыс. н. э.
На протяжении I—VII вв. численность еврейского населения в этом регионе увеличивается, что связано с закатом Иудеи и смещением экономической активности в сторону Шелкового пути, а также с экспансией ислама на Ближний Восток. Ключевым событием, способствовавшим переселению большого числа евреев с Ближнего Востока и Междуречья в Прикавказье, стало принятие иудаизма частью хазарской воинской элиты в середине VIII в. (постепенно оседавшей на землю и, по всей видимости, активно контактировавшей с еврейскими купцами, что дало ей конкурентое преимущество перед традиционной хазарской знатью, чье политическое влияние зависело от военной добычи, размеры которой падали).
«Миграция евреев в Хазарию не прекращалась на протяжении четырех веков, вплоть до монгольского нашествия, когда иудеохазары устремились в Восточную Европу, а позже и в Центральную, где они смешались с компактно проживавшими здесь еврейскими общинами», — подытоживает доктор Элхаик.
Собственно, сторонники рейнской гипотезы не отрицали самого факта миграции хазарского населения в Европу, вопрос стоял лишь о ее масштабах. Теперь, согласно данным генетики, приоритеты поменялись: основным ядром, сформирововавшим субэтническую группу центрально- и восточноевропейских евреев были мигранты из Хазарии, несшие в своих генах информацию о кавказских, тюркских и иранских народах, с которыми они контактировали несколько веков.