Немецкие онлайновые торговые компании доставляют все больше товаров российским покупателям. Рынок стремительно растет. Однако государственная «Почта России» не выдерживает возросшей нагрузки.
В какой-то момент их просто оказалось слишком много. Посылки с товарами со всего мира лежат штабелями до самого потолка в ангарах московского аэропорта «Шереметьево». А некоторые посылки хранятся просто под открытым небом. В том числе сотовые телефоны и одежда из Германии - все это покупки российских пользователей интернета. На прошлой неделе операторы складских помещений вынуждены были пойти на крайние меры и остановили прием посылок. Российская почта просто перестала справляться с их обработкой. Вопрос о том, когда клиенты получат почтовые отправления из-за границы, пока еще остается открытым, хотя ситуация в последнее время несколько разрядилась.
Все больше россиян заказывают товары за границей, и поэтому «Почта России» просто оказалась перегруженной. Россияне принимают в расчет время ожидания, но продолжают делать заказы. Дело в том, что цены в России из-за существующих ввозных пошлин и получаемой торговцами немалой прибыли существенно выше, чем, например, в Германии. Кроме того в некоторые магазинах можно снять налог на добавленную стоимость, и тогда недорогие с российской точки зрения товары становятся еще более дешевыми. Так, например, сотовый телефон iPhone 5, приобретенный в Германии, с учетом доставки стоит примерно на 100 евро дешевле, чем у российского оператора онлайновой торговли. А если клиент покупает за границей в течение месяца товаров на сумму свыше 1 000 евро, то он освобождается от оплаты таможенной пошлины.
Такие немецкие онлайновые продавцы, как Dress for less, Computeruniverse и Mytoys, подготовились к обслуживанию новых клиентов с Востока и запустили собственные сайты на русском языке. Количество пользователей интернета в России в последние годы увеличивалось стремительными темпами, и то же самое можно сказать о доле онлайновой торговли. Согласно данным исследования, проведенного банком Morgan Stanley, объем покупок в интернете к 2015 году увеличится примерно c 10 миллиардов евро до 25 миллиардов евро. Уже сегодня интернет-сообщество России является самым большим в Европе.
По крайней мере на часть этого пирога могут рассчитывать иностранные компании. По данным службы этой отрасли Data Insight, российские покупатели потратили на покупки в иностранных интернет-магазинах примерно 1,1 миллиарда евро. Эксперты считают, что годовой рост в этой сфере торговли составит 50%. При условии, что свою работу выполнит российская почта. Проблемы доставки, с которыми сталкивается «Почта России», известны уже давно, в том числе об это знают и в компании Deutsche Post.
Ежегодно этот немецкий логистический концерн отправляет на восток 700 тысяч посылок, а годовой рост измеряется двузначными числами. В сравнении с другими почтовыми предприятиями именно «Почта России» испытывает большие сложности в процессе адаптации своей логистики к росту почтовых отправлений, считает сотрудница Deutsche Post Сабине Оберман (Sabine Obermann). «В прошлом году у наших российских партнеров постоянно возникали проблемы из-за недостатка необходимых ресурсов», - добавляет Оберман.
300 тон посылок в московских аэропортах
Менеджер по маркетингу одной из немецких онлайновых компаний Мартин Кунтц (Martin Kuntz) знает эти проблемы. Для его работодателя российский рынок является вторым по величине после Германии. В последние месяцы увеличились не только продажи, но и усугубились проблемы доставки. Кроме того, у дочернего предприятия «Почты России» по экспресс-доставке EMS часто возникали проблемы, связанные с повреждением посылок, а также с воровством их содержимого сотрудниками российской почты. В большинстве подобных случаев продавцы вынуждены были повторно отправлять товары. «Тем не менее это для нас интересный и прибыльный рынок», - отмечает Кунтц.
На российских интернет-форумах покупатели обмениваются данными о статусе своих посылок. Некоторые их них с конца марта ожидают доставки товаров из-за границы. По данным российской почты, в московских аэропортах скопилось около 300 тонн почтовых отправлений. Их обработка будет продолжаться в общей сложности еще три недели. Пока неясно, каким образом ситуация дошла до коллапса. Эксперты называют, помимо растущих объемов, еще и логистические проблемы. Так, например, посылки из Китая, направляемые во Владивосток, проходят через Москву, что приводит к увеличению нагрузки, которого можно было бы избежать.
Примерно две недели назад, когда известная газета «Коммерсант» впервые сообщила об острых проблемах, возникших в работе «Почты России», это государственное предприятие переложило ответственность на таможню. По мнению российской почты, таможня просто не имеет необходимого количества сотрудников для быстрой проверки посылок. Таможня отреагировала раздраженно. По мнению ее представителей, именно почта виновата в том, что посылки слишком медленно распределяются по логистическим центрам.
В конечном итоге в разгоревшийся спор вмешался даже министр связи и массовых коммуникаций. Таможня и почта заставили своих сотрудников работать в ночную смену, а часть почтовых отправлений перенаправили в меньший по размеру московский аэропорт «Внуково». Однако для главы компании «Почта России» все эти усилия были предприняты уже слишком поздно. Он вынужден был в прошлую пятницу оставить свой пост.
Эта новость порадовала также Андрея Понкрашова, который в российской социальной сети ВКонтакте курирует сообщество одного из продавцов электроники из Германии. Недавно он выступил с интернет-петицией, в которой призвал Путина положить конец произволу российской почты. «Часто проходит несколько недель после доставки посылок компанией DHL в Россию, прежде чем они появятся в трекинговой системе российской почты», - объясняет Понкрашев. Где все это время находятся заказанные товары, никто точно не знает. За несколько дней свою подпись под этой петицией поставили свыше 20 тысяч человек.
«Увольнение Киселева - это не в последнюю очередь и наша заслуга», - считает Понкрашев. Он надеется на то, что с приходом нового руководителя ситуация улучшится. Дмитрий Страшнов, возглавлявший ранее компанию Tele2 Russia, уже объявил о проведении модернизации российской почты. Однако первые результаты этой работы станут заметны только через несколько лет. Но клиенты «Почты России» в последнее время уже привыкли ждать.