23 апреля 2013 года в МДАиС прошла презентация книги "Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений" (Издательство "Паломник", 2013) иерея Олега МУМРИКОВА, преподавателя кафедр богословия и библеистики МДА, доцента Педагогического факультета ПСТГУ.
Основной тезис книги – богословие не противоречит естествознанию. Книга развеивает светский миф о том, что современное естествознание появляется как противовес религиозной картине мира, а православная догматика, якобы противоречащая объективной научной фактологии, препятствует вдумчивому творческому диалогу.
"Мы часто несправедливо пытаемся поставить человека в тупиковую ситуацию выбора: или он должен отрицать догматическое учение Церкви, или – отрицать естественнонаучную картину мира. Но цель книги – показать, что человек может размышлять над Священным Писанием, не впадая в либерализм или, наоборот, примитивную буквалистичность", – считает ее автор. Задачу православного богословия в отношении к естествознанию он видит в том, чтобы не опровергать его базовые концепции, а показать, что возможна их христианская интерпретация.
Наиболее острыми точками соприкосновения богословия и естествознания были названы следующие.
– Творение мира из ничего, что вызывает море вопросов и для богословов, и для естествоиспытателей.
– Сходство человека с животными. Кто такой человек, отличается ли он коренным образом от животных, например, приматов? Последние данные науки говорят о том, что есть преемственность в строении генома человека и приматов, как это можно интерпретировать с христианской точки зрения?
– Вопрос наследственности: психогенетики утверждают, что не только анатомо-физиологические черты, но и характер, темперамент, душевные склонности человека определяются наследственностью. Как это можно интерпретировать в рамках христианского вероучения о свободе человека, его богоподобии?
– Вопрос действия Бога в мире. Что такое чудо? Отменяет ли закономерный характер мироздания непрестанное действие Промысла Божия?
Оказывается, есть возможные варианты решения этих вопросов в мировоззренческих аспектах, не повреждающие наше догматическое учение о мире и человеке. Для этого надо смотреть и на Библию, и на природу глазами святых отцов. Но как же смотреть, например, на геном и наследственность с позиции святых отцов, живших во времена, когда никто и слов таких не слышал?
По мнению о. Олега, речь идет не о примитивной методологии, когда святоотеческими цитатами пытаются опровергать современное естествознание, забывая о том, что многие из отцов жили в IV-XIV веках, и научная картина мира была иной. Здесь важно задействовать ключевые аспекты святоотеческого подхода к объяснению мира и места человека в нем, например, богословие преп. Максима Исповедника и его учение о логосах и тропосах – о замысле Божием о мире и человеке, и реализации этого замысла.
При таком подходе, например, вопрос сходства приматов с человеком, мировоззренческие "проблемы генома" могут быть решены через богословие "кожаных одежд" (Быт. 3:21), потому что человек, неверно реализующий богоданную свободу, лишается рая, становится "подобным бесссловесным", о чем говорит Покаянный канон преп. Андрея Критского и святоотеческое богословие в целом. "Облачаясь после преступления Божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя "скотское естество", его тело становится таким же смертным и тленным, как и у других живых существ, населяющих землю", – пишет о. Олег.
Но, как кажется на первый взгляд, "автономно" происходя "только из материи", в то же время мы получаем от Бога, если желаем принять Его, – и Сверхестественное откровение – Священное Писание, которое свидетельствует о том, что мы – "граждане неба", утерявшие рай через грех прародителей, и должны обрести Царство Небесное.
Учение о логосах и тропосах применимо не только в вопросах осмысления смертности и страдания "всей твари", происхождения человека и его сходства с животными, но и в биоэтике, например, в вопросе о душе, которой обладает человек независимо от способов его зачатия: при клонировании, экстракорпоральном оплодотворении и т.д. Здесь опять речь идет о замысле Божием и его реализации, которая связана с волей человека, часто небогоугодной.
Ставил ли автор целью книги сделать обзор богословско-научной проблематики, показав лишь непротиворечия между наукой и верой, или же им предлагается синтетическая богословская концепция, в основе которой – рецепция научной фактологии? По мнению о. Олега, Церковь не стремится к тому, чтобы объявлять научные концепции истинными или ложными, тем более строить на них свое богословие. Это тупиковый подход.
Например, процесс осуждения Галилея был связан с попыткой Католической церкви догматизировать птолемеевскую систему мироздания, будто бы безоговорочно согласующуюся с Библией (Галилей, как известно, выступал за новый взгляд на мир – гелиоцентризм). Прошло время, и гелиоцентрический принцип устроения Солнечной системы был опытно подтвержден. В результате в 1992 году покойный Иоанн Павел II вынужден был принести публичные извинения, говоря о том, что иерархи ошиблись, вынося приговор Галилею.
Но Церковь может обращать внимание на разные естественнонаучные концепции, давать им мировоззренческие интерпретации, наполняя их глубоким смыслом. Ведь представление о мире постоянно меняется. То, что сейчас нам кажется истиной, после очередной научной революции может стать лишь фрагментом новой картины мироздания. Поэтому все богословско-апологетические интерпретации Церковь рассматривает как модели, которые могут давать ответы на актуальные вопросы, предлагаемые обществом, но она не настаивает на непогрешимости самих интерпретаций.
Книга "Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект" снабжена великолепным справочным аппаратом, который может служить вполне автономным от содержарния книги источником информации, и адресована учащимся высших духовных учебных заведений, аспирантам, преподавателям, священнослужителям, педагогам общеобразовательных школ, миссионерам, катехизаторам.
И, конечно, всем, кому интересны такие вопросы, как: Чем определяются корни новоевропейского естествознания? Почему возникали конфликты между Церковью и учеными? Что такое реальность? Почему "апофатическая", "богословская" методология так востребована при современном описании микромира? Что мы знаем о материи, времени и пространстве, и отличается ли их состояние от первозданного – райского? Одиноки ли мы во Вселенной? Сколько лет существует Вселенная и каково ее будущее? Где искать прародину человека? Сколько лет существует человечество на земле? В чем причина экологического кризиса с точки зрения богословия? На каких принципах строится христианская биоэтика? Как совместить современные представления о деятельности генома, мозга и души человека? В чем смысл научно-технического прогресса?