Газета "Наш Мир" br>
Велико ли напряжение в Азии? Несомненно, так считают многие. За
последние несколько месяцев Северная Корея провела испытания своих ракет
и угрожала США ядерной войной. Китай регулярно вступает в споры с
Японией и с другими государствами Юго-Восточной Азии по поводу
ненаселенных островов в Южно-Китайском море. Между тем, США сейчас
совершают широко освещаемый «поворот» в сторону Восточной Азии и
продолжают наращивать свой военный потенциал в регионе.
Тем не
менее, в 2012 году показатели военных расходов в Восточной и
Юго-Восточной Азии были самыми низкими за последние 25 лет – и, вполне
вероятно, самыми низкими за последние 50 лет, хотя данные о расходах до
1988 года неоднозначны. Несмотря на то, что в последние два десятилетия
Китай оказывал мощное влияние в этом регионе, государства Восточной и
Юго-Восточной Азии, очевидно, пока не торопятся ответить ему созданием
своей собственной военной мощи. Если в регионе и имеет место гонка
вооружений, то единственный ее участник – это Китай. Военные
расходы всегда отражают оценку угрозы различными государствами и то, как
они видят развитие ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Во времена внешних угроз военные вопросы выходят на первый план,
вытесняя вопросы внутренней политики, какие как социальные и
экономические услуги. В периоды относительного спокойствия власти страны
тратят большую часть своих средств на решение внутренних проблем.
Лучший способ оценить военные расходы – это представить их в процентном
отношении к общему ВВП, потому что эта цифра отражает то, сколько страна
потенциально готова потратить. В 1988 году, когда холодная война уже
подходила к концу, шесть крупнейших государств Юго-Восточной Азии
тратили на военные нужды почти 3,5% от их ВВП. (Эти данные были
предоставлены Международным институтом по изучению вопросов мира в
Стокгольме, самым влиятельным источником информации, касающейся военной
сферы, который начал публиковать результаты своих исследований в 1988
году.) К 2012 году эта цифра уменьшилась почти в два раза.
Вьетнам, несмотря на напряженные отношения с Китаем в вопросах морских
территорий, сократил свои военные расходы больше всех остальных – с 7,1%
от ВВП в 1988 году до 2,4% в 2012 году. В 1988 году нищий Китай активно
участвовал в волнениях в Бирме и Таиланде, а соперничество между США и
Советским Союзом угрожало стабильности во всем регионе. Пограничные
споры между Сингапуром, Индонезией и Малайзией только недавно были
улажены, а Вьетнам все еще восстанавливался после войн с США и Китаем. В
настоящий момент только Северная Корея и Тайвань опасаются за свое
существование, в то время как все остальные государства сейчас более
стабильны и состоятельны, чем когда-либо прежде. (Военные расходы
Тайваня сократились с 5,3% от ВВП в 1988 году до 2,3% в 2012 году. По
военным расходам Северной Кореи достоверных данных нет.) Даже в
1995 году, после развала Советского Союза и до начала финансового
кризиса в Азии, в среднем военные расходы стран региона составляли 2,5%
от ВВП. Такое снижение расходов не было общемировым феноменом: за
последние два десятилетия военные расходы стран Латинской Америки, к
примеру, держались примерно на уровне 2% от ВВП. (В Европе расходы на
военные нужды снизились с 2,9% от ВВП в 1988 году до 1,7% в 2012 году.) Главным
исключением из общей картины стал Китай. Расходы на оборону Пекина в
долларах 2011 года выросли с 8 миллиардов долларов в 1989 году до 157
миллиардов долларов в 2012 году – то есть увеличились на 750%.
Удивительно то, что ни одно государство Восточной и Юго-Восточной Азии
не ответило подобным увеличением расходов на военные нужды. Военные
расходы Японии, сдерживаемые пацифистской конституцией, выросли с 46
миллиардов долларов в 1988 году до 59 миллиардов долларов в 2012 году,
то есть на 29%. Южная Корея, которая в 1988 году тратила на военные
нужды 14,4 миллиарда долларов, потратила 31 миллиард долларов в 2012
году – это сравнительно небольшой рост, составивший 118% - по 4,7%
ежегодно. Разве некоторые государства тратят так мало средств на
военные нужды только потому, что они надеются укрыться под щитом США?
Это маловероятно. В 2012 году страны альянса США потратили 1,73% на
оборону, точно также как и государства, не входящие в этот блок. И если
обязательства США в сфере обеспечения безопасности позволили этим
восточноазиатским государствам вздохнуть с облегчением, военные расходы
союзников США должны были вырасти в те несколько лет, которые
предшествовали повороту к Азии, а затем снова уменьшиться. Вместо этого в
2000 году военные расходы союзников упали ниже 2% от ВВП и так и
остались на этом уровне. Все государства региона располагают
массой свидетельств растущей мощи и амбиций Китая, и у них уже была
возможность начать уравновешивать силы. Богатство, военное и
дипломатическое влияние Китая в значительной степени увеличились с
момента проведения реформ в 1978 году. Хотя степень мощи Китая,
возможно, было трудно спрогнозировать в 1980-х и 1990-х годах, сегодня
Китай, без сомнения, является вторым в списке самых влиятельных
государств мира. Если государства этого региона собирались попытаться
уравновесить силы, почему они уже не начали этого делать? Морские
споры становятся все более острыми, а Китай становится все более
агрессивным. Если восточноазиатские страны начнут тратить больше средств
на оборону, это станет свидетельством их обеспокоенности. Если нет, это
будет означать, что они вовсе не волнуются – и, возможно, нам тоже не
стоит этого делать.
|