Atlantico: Проведенный аудиторской компанией PwC опрос 227 глав предприятий показал, что по привлекательности для инвестиций Бразилия уступает только Китаю и намного обходит Индию и США. Чем можно объяснить такую популярность Бразилии среди иностранных инвесторов?Пьер Салама: Все это, разумеется, зависит от секторов, их нельзя назвать в равной степени привлекательными. Ежегодные объемы прямых иностранных инвестиций в Бразилию составляют примерно 60 миллиардов долларов. Это можно объяснить целым рядом причин. Рентабельность в Бразилии достаточно высока, потому что валюта росла в цене на протяжении нескольких лет. В то же время существуют заблуждения насчет перспектив экономического роста Бразилии, так как, не считая 2010 года (тогда он составил 7,5%), его показатели выглядят в целом посредственно (сравнимо с Францией) и намного отстают от результатов Китая и Индии. В этом году промышленное производство вообще не показало роста и даже несколько скатилось вниз.
За последние десять лет экономический рост Бразилии слегка превысил показатели за 1990-2000 годы, но все равно составляет примерно 3%, что все же очень немного. Поэтому оптимизм иностранных и в том числе французских инвесторов по поводу Бразилии вызывает удивление.— По данным все того же исследования, более 80% инвесторов предпочитают вкладывать средства в новые технологии и информационный сектор, тогда как более 55% выбирают также сферу финансовых услуг. С чем связана притягательность именно этих областей для иностранцев?
— Финансовый сектор приносит огромную прибыль. В то же время с новыми технологиями следует проявить осторожность. Если взять за основу отношение затрат на научные исследования к ВВП, то в Бразилии он невысок: сейчас он составляет примерно 0,6%, хотя несколько лет назад находился на отметке в 1%. Для сравнения: во Франции он равняется 2,3%. Инвестиции в технологии крайне невелики. Тем не менее, высокие технологии могут оказаться очень прибыльными. В некоторых областях Бразилия готовит отличных ученых и специалистов.— Есть ли еще какие-либо сектора, который могут представлять интерес для инвестиций в Бразилию?
— Безусловно. В первую очередь то касается розничных торговых сетей, добычи природных ресурсов, автомобилестроения и финансов. Компания Renault начала работу в Бразилии и уже стала получать прибыль. Экономический рост в этой стране может быть и не слишком высок, но он все равно оставляет позади показатели Франции.Существуют и другие возможности для иностранных инвестиций, например, покупка и перепродажа недвижимости в Рио-да-Жанейро и Сан-Паулу, который сегодня превратился в один из самых дорогих городов в мире. Население Бразилии очень велико: более 200 миллионов человек, что дает потенциально очень крупный рынок. Кредитные механизмы развиваются, бедность идет на спад. В стране открыты серьезные возможности, но ситуация все равно не слишком устойчива, о чем свидетельствует стабильный спад экономического роста.
— Как можно повысить ее привлекательность среди иностранных инвесторов?— Бразилия может улучшить свою инфраструктуру, как транспортную, так и энергетическую. Это, кстати говоря, одна из задач ее правительства. Однако пока что существующие инициативы по решению этих вопросов выглядят не слишком убедительными.
Кроме того, страна начинает отходить от политики повышения обменного курса: за последние годы стоимость ее валюты пошла вниз. В 2006 году сальдо внешнеторгового баланса в сфере промышленных товаров было положительным, тогда как сегодня оно стало резко отрицательным. Единственная причина того, что общий баланс еще демонстрирует положительные результаты, это сырье.Образ Бразилии за границей не соответствует действительности. Иностранные и французские предприниматели не в полной мере понимают обстановку в стране и границы того, что она на самом деле может предложить.
Все те, кто расхваливают возможности Бразилии в плане иностранных инвестиций, не подкрепляют свою точку зрения какими-либо серьезными анализами. Как бы то ни было, в стране все же есть правительственная стабильность, что представляет собой ощутимое преимущество, например, по сравнению с соседней Аргентиной.Пьер Салама, заслуженный преподаватель и экономист