На околоземной орбите вращается столько "космического мусора", что давно пора сделать уборку, рекомендует El Pais. С начала космической эры было осуществлено примерно 5 тыс. запусков, напоминает журналистка Алисия Ривера. Останки аппаратов, которые больше не используются, опасны для исправно работающих спутников.
Эксперты предостерегают: нужно не только продумать, как минимизировать появление нового "космического мусора", но и изобрести технологии для активной очистки околоземного пространства. "Одна из идей - аппарат, который взлетит в космос, приблизится к старому, отключенному спутнику и накинет на него огромную сеть, чтобы отбуксировать в надлежащее место для утилизации", - говорится в статье. Другой вариант - вылавливать обломки, используя нечто вроде гарпуна с крюками.
Очевидно, действовать нужно без промедления. На этой неделе отдел по делам космического мусора - подразделение Европейского космического агентства - провел уже шестую конференцию, посвященную этой проблеме. Участвовали более 350 специалистов со всего мира.
По оценкам экспертов, на орбите сейчас находятся около 170 млн обломков размером более 1 мм, в том числе 670 тыс. - больше 1 см и 29 тыс. - больше 10 см. На высоких скоростях даже мельчайшие обломки могут повредить важнейшие узлы космических аппаратов. Когда же столкнулись два спутника - американский спутник связи Iridium-33 и российский военный "Космос-2251" - оба развалились, число обломков превысило 2200.
Столкновение МКС с мусором чревато разгерметизацией, то есть смертельно опасно для астронавтов.
"Мусор распределен неравномерно: особенно грязно на высоте 800-1000 км над земной поверхностью", - сообщает газета. Правда, эксперты заверяют, что это потенциально упростит уборку.
Собственно, уже существуют нормы и рекомендации: прекращать эксплуатацию спутников прежде, чем они выработают свой ресурс и станут неуправляемы, перемещать аппараты на так называемые "орбиты-кладбища", где они не мешают действующим спутникам. Но, как оказалось, этого недостаточно.
Есть и юридические сложности: надо ли заручиться разрешением владельца, прежде чем убирать неработающий спутник? И кто должен оплачивать эти усилия?
El Pais