Газета "Наш Мир" br> Публикация нового варианта белой книги по вопросам обороны и
национальной безопасности дала толчок спорам вокруг стратегии,
возможностей и средств, которыми должны обладать наши вооруженные силы к
2030 году. Продолжавшаяся 11 лет военная операция в Афганистане,
вмешательства в Ливии и Мали, борьба с разнообразными стихийными
бедствиями — все это говорит о том, что подобные вопросы выходят за
рамки одной лишь теории.
Тем не менее, можно ли ограничивать
обсуждение оборонных задач, методов действия и источников финансирования
рамками национального государства? Сегодня в мире все острее встают
глобальные угрозы, такие как терроризм, пиратство, оружие массового
поражения, международные преступные организации, а также эпидемии и
экологические катастрофы. В таких условиях защита национальных интересов
все теснее переплетается с формированием настоящей общеевропейской
оборонной политики.
Да, в Европе уже существует общая оборонная
политика, которая позволила нам с 1999 года провести 27 внешних
операций, 15 из которых все еще не окончены (в частности речь идет о
Сомали, Ираке, Боснии и Конго).
Как бы то ни было, ждать формирования эффективной общеевропейской оборонной системы в ближайшем будущем явно не стоит.
Вообще, достаточно ли поставленных на сегодня задач и текущих темпов объединения военных ресурсов? По всей видимости, нет.
Три новых момента подчеркивают срочность стоящей перед нами задачи по активизации общей оборонной политики.
•
Прежде всего, это касается изменения характера угроз, с которыми
сегодня приходится иметь дело Европе. Так, например, терроризм пошел по
пути глобализации и отказался от жесткой иерархической структуры в
пользу «клеточной» организации из множества различных ячеек. Терроризм
встал на пересечении движения капиталов, технологий и религий, смешав
все карты в традиционной геополитике. Поэтому в таких новых
стратегических условиях очертания нашей безопасности не могут совпадать с
границами наших государств.
• Второй момент: бюджетные проблемы,
которые напрямую связаны с охватившим Европу экономическим кризисом,
подталкивают европейцев к дальнейшему объединению сил и сотрудничеству.
Сейчас это тем более важно, что центр тяжести в оборонных вопросах все
сильнее смещается в сторону крупнейших развивающихся стран (Китай,
Россия, Индия, Бразилия), которые дают новый толчок гонке обычных
вооружений.
• Наконец, хотя Европа и до сих пор остается
«краеугольным камнем» в оборонной стратегии США, нам прекрасно известно,
что наши американские союзники поставили перед собой другие
стратегические приоритеты (прежде всего это касается Тихоокеанского
региона), а также открыто призывают европейцев взять на себя больше
ответственности за их собственную безопасность и «разделить бремя» в
Североатлантическом альянсе.
Европе нужно действовать как можно
быстрее еще и потому, что у нее есть для этого нужные средства: если
сложить все наши оборонные бюджеты, полученная сумма оставит позади
военные расходы Китая, России и Индии вместе взятых! Что касается
юридических средств, они не стоят на месте с появлением Европейского
оборонного агентства, а также подписанием Лиссабонского договора,
который учредил пост Верховного представителя ЕС по иностранным делам и
политике безопасности и создал возможности для структурированного
сотрудничества ограниченного числа государств-членов.
Остается
лишь найти политическую волю, которая позволит Европе стать игроком
глобальных масштабов, способным обеспечить собственную безопасность и
эффективно работать для поддержания стабильности мира.
Если прагматически рассмотреть ближайшие перспективы, то вырисовываются три направления:
•
Прежде всего, это формирование единой точки зрения на коллективные
возможности и подхода к решению кризисов. Такова роль Европейской службы
внешнеполитической деятельности.
• Второе направление — это
объединение и распределение ресурсов европейскими государствами.
Реализацией этой инициативы занимаются европейское агентство и НАТО. Для
таких шагов требуется независимость и солидарность, однако ЕОА нужна
также поддержка европейских правительств.
• Последний момент —
это сохранение и развитие наших возможностей, конкурентоспособности,
промышленности, среднего и малого бизнеса. Только повышение
эффективности взаимодействия наших научных и производственных программ
позволит нам не превратиться в подрядчиков или, что еще хуже,
потребителей созданных за границей технологий и оборудования.
Все
эти темы будут обсуждаться на декабрьском заседании Европейского
совета, который будет посвящен вопросам обороны и безопасности.
Европейская
комиссия намеревается воспользоваться этой возможностью и вынести на
рассмотрение глав государств и правительств следующие конкретные
предложения:
• Повышение открытости национальных оборонных рынков
путем улучшения работы внутреннего рынка и определения общих принципов
сертификации в масштабах ЕС.
• Расширение европейского
сотрудничества в сфере научных исследований. В нынешние времена
бюджетных ограничений это необходимый этап для разработки ключевых
технологий в таких областях как спутниковое позиционирование,
кибербезопасность и нанотехнологии.
• Наконец, почему бы не
сформировать для ЕС его собственные возможности, которые тот бы мог
применить в критических ситуациях? Множество кризисов и катастроф
говорят о том, что вместе мы работаем лучше. Я имею в виду суда для
очистки вод, плавучие больницы, беспилотники для наблюдения за
границами, грузовые самолеты и самолеты-заправщики, которые могут
послужить для транспортировки медицинского и телекоммуникационного
оборудования или гуманитарной помощи. Совместное применение этой техники
продемонстрировало бы оперативность и солидарность Европы. И позволило
бы нам действовать эффективнее при меньших затратах. Так, давайте же это
обсудим!
Сегодня по очень многим вопросам
(конкурентоспособность, занятость, государственные финансы, общественное
единство и т.д.) наступает своего рода момент истины для европейских
лидеров и их способности дать новый толчок развитию союзных отношений,
так как в противном случае общеевропейский проект постепенно сведется к
простой зоне свободной торговли и международному профсоюзу. Оборона и
безопасность, несомненно, входят в число этих важнейших вопросов.
|