16-й саммит ЕС-Украина, который состоялся 25 февраля в Брюсселе, открыл новые возможности для дальнейшей деградации технологической пирамиды Украины. Когда Московский Кремль требует вернуть миллиардные долги за невыполненные обязательства по закупке природного газа, а Брюссель показал очередной пряник — кредит в 610 млн. евро для консолидации украинской финансовой системы в которой растет присутствие российских банков, выбор вектора интеграции предопределен при полупустой казне. Когда денег с трудом хватает преимущественно на перманентные выборы, армию телохранителей и футбол.
Экономическая мощь государства определяет не только макроэкономической статистикой, но вершиной технологической пирамиды. Советская Украина по макроэкономическим показателям была среднеразвитым европейским государством (примерно 25 место в мире) и входила в элитный клуб ядерных государств.
Первый разрушительный удар по технологической пирамиде был нанесен, когда Украина отказалась от статуса ракетно-ядерной державы (третье место в мире после США и России) и уничтожила пусковые установки с баллистическими ракетами и стратегические бомбардировщики. Согласно обязательствам по Договору об обычных вооружениях в Европе в 1,5 – 2 раза сократилось количество боевых самолетов, танков, бронированных машин. Отказ от статуса ядерной державы «за просто так» без соответствующих экономических компенсаций и преференций со стороны Запада было неисправимой политической ошибкой украинского руководства и предательством по отношению к народу, который на протяжении жизни целого поколения жертвовал качеством жизни во благо создания ядерного щита. Украинские патриоты справедливо возмущаются, что власть продешевила, и этот отказ не конвертировался в зарубежные инвестиции. В действительности Запад во главе с США расплатился с Украиной, присвоив гаранту украинской конституции звание «последнего оплота демократии» и позволив ему создать семейный бизнес в особо крупных размерах.
Таким образом, была разрушена вершина советской технологической пирамиды. Однако этого показалось мало, и был взят курс на дальнейшее разрушение фундамента технологического развития страны (ОПК).
Украина получила в наследство 30 % союзного ВПК, способного в кооперации с предприятиями других советских республик производить все виды вооружений. В начале 90-х годов общая численность работников 700 оборонных предприятий составляла около 1,5 млн. человек. Украине достались высокотехнологичные флагманы ВПК, способные производить конкурентоспособную продукцию. Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» им. А.М. Макарова (Днепропетровск) являлся лидером советского ракетостроения для военно-космического комплекса. Авиационные предприятия в Киеве, Харькове и Запорожье обеспечивали выпуск высококачественных самолетов и авиационных двигателей. Оборонные заводы производили авианосцы, ракетные крейсеры, танки, навигационное оборудование и другую разнообразную военную технику. Созданный научно-технический потенциал позволял Украине занять достойное место на международном рынке вооружений и военной техники.
Однако из-за экономических трудностей оборонный бюджет самостийной Украины не обеспечивает минимальные потребности вооруженных сил. Символическое финансирование вооруженных сил и выделение средств на создание новой военной техники по остаточному принципу привели к упадку оборонно-промышленного комплекса и крупномасштабной коррупции в армии. Разрушение высокотехнологичного рынка вооружений Украины поощрялось и поощряется Соединенными Штатами, так как по убеждению Вашингтона это подрывает военную мощь России, имевшую глубокую кооперацию с украинскими предприятиями ОПК.
После отказа от статуса ядерной державы на вершину технологической пирамиды Украины вышла ракетно-космическая индустрия. До распада СССР Украина занимала лидирующее положение в мировом ракетостроении. «Южмаш» с конструкторским бюро создал больше типов баллистических ракет, чем все зарубежные ракетные центры. В Советском Союзе на Южмаше ежегодно изготовлялось до 100 ракет в год, а в независимой Украине производство сократилось на порядок.
За годы независимости многотысячный коллектив не создал практически ничего нового, упал престиж ученого-ракетчика, деградировала отраслевая и фундаментальная космическая наука. Руководство Национальным Космическим Агентством осуществлялось, как и другим и отраслями по партийным квотам. Россия перестал видеть в Украине надежного партнера, и стала восстанавливать собственный полный технологический цикл. Флагман ракетно-космической отрасли производственное объединение «Южмаш» в 90-е годы был на грани банкротства, не было средств даже на отопление производственных площадей, а вынужденная организация производства неконкурентных троллейбусов, прозванных в народе пылесосами», могла только компрометировать высокотехнологичное производство.
В этой обстановки большие надежды возглавлялись на участие Украины в международном проекте «Морской старт» с лучшей в мире советской ракетой «Зенит». Украина так же ведет работы по созданию нового космического спутника массой 200 кг. Запуск намечен в 2013 году с помощью новой ракеты-носителя «Циклон-4» с космодрома Алкантара (Бразилия).
В 2012 году Кабинет министров Украины одобрил концепцию Государственной целевой научно-технической космической программы на 2013 – 2017 годы с объемом финансирования 2,6 млрд. грн. ($325 млн.). В 2012 году было выделено 111 млн. грн. или $13,9 млн., что в 17 раз меньше, чем в Казахстане ($240 млн.). Бюджетное финансирование «Роскосмоса» составило $5 млрд. Утвержден план государственной политики по развитию ракетно-космической отрасли до 2032 года. Предусмотрено участие отечественных космонавтов в составе международных экипажей, участие в исследовании Луны с использованием отечественных космических аппаратов, создание космического ракетного комплекса с ракетой-носителем «Циклон-4» , ракеты-носителя с экологически чистым топливом «Маяк», авиационно-космического комплекса «Воздушный старт».
Но как показывает реальная действительность, часто государственные программы оказываются эффективными только на бумаге. Украина подошла к порогу полной утраты ракетно-космической индустрии. Внешнеполитическое шараханье между Западом и Россией способствует полному разрушению этой вершины технологической пирамиды. И тогда геополитическая задача «Вашингтонского обкома» будет перевыполнена.
Автор - Владимир Дергачев