Имея почти 40-летний стаж ведения репортёрских расследований, могу сказать, что обычно представители правительства не проявляют желания разговаривать, когда надо скрыть что-то неудобное, или хуже того.Я безуспешно пытался говорить об людях из охранной службы частной компании Craft International Services, которые были хорошо заметны и сфотографированы рядом с финишной чертой Бостонского марафона. Люди в наушниках как у охранников, в кепи и футболках с логотипом компании в виде черепа, одетые в одинаковые тёмные куртки, брюки цвета хаки и армейские ботинки. Некоторые из них держали в руках нечто похожее на детектор радиации. (Я не получил определённых ответов, хотя делались некоторые спонтанные намёки.)
Сначала я связался с человеком, назвавшим себя Джеком Флемингом, специалистом по связям с общественностью из Бостонского спортивного объединения, спонсора марафона. Он посоветовал мне: «Если вы хотите спросить об этом, обратитесь в Исполнительный комитет штата (Массачусетс) по общественной безопасности».Я позвонил в это ведомство и поговорил с представителем службы информирования общественности по имени Террел. Сначала он спросил: «Вы звонили организаторам марафона?» Я сказал — да, и они направили меня к вам. «Вот как. Тогда вам следует позвонить в Управление полиции Бостона. Они выпустили план по обеспечению безопасности для некоторых СМИ».
Конечно, они выпустили план для издания Boston Globe. На основании информации, полученной в полиции, статья в Globe сообщает, что полиция развернула «воздушный патруль, подразделения К9 и более тысячи солдат и офицеров в форме вдоль 26-мильной трассы марафона и у финишной черты», но в ней нет упоминания о контракте с частной военной организацией, каковой является Craft International (см. сайт Craft). Агентство новостей Reuters между тем сообщило, что высокопоставленный чиновник из Департамента внутренней безопасности штата Массачусетс, помощник министра Курт Шварц, сказал группе из Гарвардского университета, что в его ведомстве «планировали» возможность взрыва на марафоне и даже проводили кабинетные учения на этот случай, за неделю до спортивного мероприятия.Я позвонил в полицию Бостона, чтобы спросить, нанимали ли они персонал компании Craft International, который был заметен на месте события непосредственно перед взрывов и после них, и получил ответ их службы по связям с общественностью: «Всё связанное с расследованием взрывов относится к Бостонскому отделению ФБР». Когда я указал, что не спрашиваю ничего о расследовании, а просто спрашиваю, кем был нанят охранный персонал из компании Craft International, в ответ просто повторили: «Обратитесь в ФБР».
Тогда я позвонил в ФБР, и мне ответила представитель по связям с общественностью по имени Аманда Кокс. Её первым ответом на мой вопрос был: «У меня нет никакой информации об этом».Семеро явных наёмных бойцов частной военной компании Craft International у автомобиля связи (один из них, с рюкзаком, уходит, справа вверху)
Тогда я сказал, что меня направили к ней из Полицейского управления Бостона, и добавил, что на фотографиях места события после взрывов люди из Craft International беседуют с агентами ФБР. Она отложила трубку, и слышно было, как она повернулась к руководителю и спросила, приглушив голос, «этот парень спрашивает о консультантах по безопасности из Craft — кто их нанял и что они делали».
Затем я услышал приглушённый голос другой женщины, к которой она обращалась: «я думаю, ты можешь спокойно сказать, что мы работали с массой людей, которые обеспечивали безопасность на марафоне…» Дальше я не мог разобрать, что говорилось.
Вернувшись к телефону, Кокс сказала мне: «Я рекомендую вам обратиться в эту компанию за информацией о том, кто нанял их». (Подслушанный разговор и официальный ответ Кокс, по-видимому, совместно подтверждают как минимум тот факт, что персонал Craft был нанят для этого мероприятия, и что ФБР известно намного больше, чем они готовы сказать об этом).
Следующим моим действием был звонок в Craft International. На сайте компании отсутствует контактный номер телефона — только общий адрес электронной почты info@thecraft.com (по которому я обратился за информацией, но не получил ответа) — но я нашёл телефонный номер их штаб-квартиры, находящейся по адресу 2101 Cedar Springs Rd., Suite 1400 в Далласе, штат Техас, в сводке о компании, опубликованной в каталоге Bloomberg Businessweek. Согласно этой записи, эта фирма помимо «услуг по обеспечению безопасности, обороне и обучению владению боевым оружием для военных, полиции, корпоративных и гражданских клиентов в США и на международном уровне», также «предоставляет корпоративные, частные и гражданские услуги по боевой подготовке…» Телефонный номер, опубликованный в деловом журнале, несомненно предназначен для обращений потенциальных клиентов.
Позвонив, я услышал женский голос, чётко произнёсший название компании. Однако, когда я представился репортёром и сказал, что интересуюсь вопросом: кто нанял персонал данной фирмы для работы на Бостонском марафоне, хотел бы связаться с кем-нибудь, кто может сказать, — она ответила в замешательстве: «Мм… у меня нет информации об этом. Здесь просто телефонная служба ответов».
Я сказал, «Послушайте, номер, по которому я звоню, значится как номер штаб-квартиры компании по адресу 2101 Cedar Springs Road. Это не телефонная служба».
Тут она сказала, «Сейчас посмотрю, с кем я могу соединить вас».
Однако после долгой паузы она вернулась со словами: «Мне ответили, что вам следует посетить сайт компании и задать ваш вопрос, написав по указанному адресу электронной почты».
Я сказал, что уже делал это. Она сказала, что не может ничем помочь, и положила трубку.
Я позвонил также в Министерство внутренней безопасности США, но женщина по имени Анжела, отвечавшая по номеру пресс-службы этого государственного органа власти (она отказалась назвать свою фамилию, несмотря на принадлежность к службе общественной информации) сказала, что пресс-служба этого министерства «принимает только запросы, поступившие по электронной почте». Я отправил запрос о том, был ли нанят каким-либо подразделением министерства персонал Craft International для обеспечения безопасности на Бостонском марафоне, но до сих пор (прошло два дня!) не получил никакого ответа.
При таком положении дел, поскольку очень маловероятно, что частная коммерческая компания Craft International, основанная покойным снайпером элитного военного подразделения Navy SEAL, бесплатно предоставила себя в распоряжении полиции во время марафона, представляется вполне очевидным, что этот особый военный отряд был нанят неким ведомством и находился на месте взрыва перед взрывом.
И об этом ничего не сообщается в корпоративных основных СМИ.
Почему? У меня нет ответа на этот вопрос.
Я написал Андреа Эстес, автору упомянутой выше статьи в Boston Globe о занятиях по планированию безопасности. На странице издания, посвящённой сотрудникам, она характеризуется как «ведущий расследования журналист, специализирующийся на подотчётности правительства».
Я позвонил ей и оставил сообщение на её телефоне, отправил ей также письмо по электронной почте с вопросом, изучала ли она вопрос присутствия службы безопасности Craft, чтобы узнать, кем они были наняты, что они делали на финишной черте пробега, и почему они появлялись с детекторами в руках. До сих пор она не ответила на мой запрос информации и содействия в отношении всего, что она делала или узнала об этом, или что она изучала.
Безусловно, здесь возникает большой вопрос в отношении подотчётности. Даже целый ряд вопросов. Вот некоторые:
* Если люди из Craft International были наняты, кто нанял их и для чего?
* Если их наняли полиция Бостона или ФБР, почему они просто не сказали об этом? Обычный найм сторонних сил безопасности не должен быть тайной, и никоим образом не должен повлиять на расследование взрывов и пойманного подозреваемого, Джохара Царнаева, так к чему секретность? Учитывая численность сил полиции и размер бостонского подразделения ФБР, для чего им понадобились дополнительные наёмники из частной компании?
* Если не полиция Бостона и не ФБР, какое ведомство наняло эту фирму, и для чего?
* Если фирма была нанята Министерством внутренней безопасности штата или Исполнительным комитетом по общественной безопасности, или, что более вероятно, Министерством внутренней безопасности США, уведомили ли они об этом ФБР, и сказали ли, что заставило их сделать это?
* Большой и важный вопрос по поводу найма Craft International таков: какой возможный выигрыш в безопасности мог быть достигнут силами, по-видимому, семи парней (или еще нескольких, не попавших на фото) из частной охранной фирмы, когда в распоряжении полиции Бостона было более тысячи вооружённых людей из их службы и национальной гвардии, и, как стало очевидно сразу после взрыва бомбы, также там находилось большое количество сотрудников ФБР?
Если, конечно, людям из службы безопасности Craft не было известно нечто, что нам, обществу, в том числе участникам пробега и зрителям, и возможно, даже полиции и ФБР, было неизвестно.
Прозрачность крайне важна для подотчётности. В данном случае совершенно ясно, что имеет место серьёзный провал системы государственной безопасности. Несмотря на тот факт, что ФБР было известно о подозрениях в отношении Тамерлана Царнаева, а также тот факт, что он состоял в списке особого контроля ЦРУ, он имел возможность узнать через интернет, как сделать мощную самодельную бомбу, как получить материалы, включая значительное количество чёрного пороха для изготовления нескольких бомб, и как заложить их у финишной черты (якобы при помощи младшего брата Джохара) и взорвать две из них, убив троих человек и ранив примерно две сотни людей. Это огромный провал разведки.
Это окажется ещё большим провалом, если выяснится, что некое ведомство уже осознавало реальную угрозу и наняло людей из Craft International, чтобы предотвратить её. Мы безусловно должны знать, и имеем право требовать объяснений, кто нанял этих людей и зачем. В конце концов, как минимум, на первый взгляд, они из рук вон плохо сделали работу по предотвращению взрыва прямо под их специально обученным носом.
И конечно, как я написал ранее, есть ещё другой вопрос, очень тревожный: взорванный рюкзак на фото, сделанным ФБР, и определённый ими как остатки того рюкзака, в котором находилась одна из двух бомб-скороварок. На нём отчётливо виден белый квадрат на чёрном фоне. Это не работа в фотошопе; это фотография, опубликованная ФБР. Имеется как минимум две фотографии одного из людей Craft International, несущего чёрный рюкзак, такой же, как у других членов Craft International. Такой же белый квадрат также виден на верхней части его рюкзака.
На верхней части рюкзака, который нёс Тамерлан Царнаев, как можно видеть на нескольких фотографиях, сделанных службой безопасности, нет никаких белых знаков, квадратных или других. (Джохар Царнаев был показан несущим более лёгкий белый или светлый рюкзак, закинутый на плечо.) Сравните эти фотографии Тамерлана, взорванного рюкзака и знака Craft International:
Фотография ФБР взорванного рюкзака с белым квадратом, белый квадрат на рюкзаке парня из Craft, и Тамерлан Царнаев (слева) с рюкзаком без каких-либо белых элементов
Я не делаю из всего этого никаких заключений, но скажу, что когда правительственные организации всех уровней и частная компания-подрядчик остаются глухи и окружают тайной (в некоторых случаях прибегая к обману) то, что должно быть совсем простым вопросом — кто нанял этих людей? — у меня возникают подозрения.
Явно кто-то что-то скрывает.
И кстати, почему основные СМИ не задаются этим вопросом?
Может быть, журналисты корпоративных СМИ настолько боятся быть названными «конспирологическими глупцами», что не могут делать свою работу? Как минимум, это вопрос подотчётности. Это также вопрос межведомственного взаимодействия, или его отсутствия. И учитывая то, что нам известно, как много раз ФБР являлось активным пособником и посредником в планах совершения терактов, а затем вмешивалось и заявляло о предотвращении, возникает вопрос о слишком большой возможной виновности официальных лиц. Кроме того, когда подобный ужасный инцидент используется для оправдания таких новых угроз нашей конституционной свободе, как изоляция целой метрополии с населением в миллион человек, как при военном положении, а также создающий прецедент допрос госпитализированного подозреваемого, серьёзно раненого и находящегося под воздействием седативных препаратов — без зачитывания прав, в отсутствие адвоката — крайне важно рассказать всю историю, а не только официальную версию.