В марте узбекские оппозиционеры в эмиграции заявили, что президент страны Ислам Каримов перенес тяжелый сердечный приступ. Быстро распространившиеся слухи о проблемах с сердцем и редких появлениях лидера на публике вновь подняли вопрос о том, что ждет Узбекистан после Каримова, пишет в статье для Foreign Policy Филипп Шишкин.
"Узбекистан - самая густонаселенная страна Центральной Азии и важный союзник США в войне с Афганистаном, но кроме того, это полицейское государство с запущенной экономикой, тюремной системой, напоминающей о ГУЛАГе, и углубляющимся политическим кризисом, который усилился после появившихся недавно слухов о том, что у президента плохо с сердцем", - говорится в статье.
Автор сравнивает узбекского лидера с Леонидом Брежневым, поскольку он, как и генсек СССР, "завел экономику своей страны в тупик". Другой схожий с Каримовым политик - свергнутый недавно президент Египта Хосни Мубарак.
Как и Мубарак, Каримов объявил войну организованному исламу, отправив за решетку и подвергнув пыткам тысячи людей по сомнительным обвинениям в принадлежности к исламскому подполью. "Охота на ведьм" превратила угрозу экстремизма в самореализующееся предсказание и в конечном итоге усилила политические позиции исламистов", - уверен автор.
Поворотным событием в политической истории современного Узбекистана стало жестокое подавление протестов в городе Андижан. В 2005 году власти приговорили группу уважаемых бизнесменов к тюремному заключению по вымышленным обвинениям в причастности к фундаменталистским организациям. Когда осужденные совершили вооруженный побег из тюрьмы, сотни жителей вышли на центральную площадь города с бессрочной акцией протеста, напоминает Foreign Policy. "Правительственные войска открыли огонь и убили сотни мирных людей, в том числе детей, а режим перешел Рубикон", - говорится в статье.
Одним из главных претендентов на роль преемника Каримова считается его старшая дочь Гульнара, бизнесвумен, поэтесса, дизайнер ювелирных украшений и певица, которую часто называют "принцессой". В телеинтервью американскому продюсеру Питу Оллману она заявила, что не стремится стать следующим президентом Узбекистана, но и не исключает такой возможности.
Некоторые в стране считают, что Ислам Каримов прибегнет к "путинскому сценарию", то есть вслед за Борисом Ельциным выберет преемника, который гарантирует безопасность ему и его семье.
Помимо Гульнары Каримовой, в списке возможных претендентов на "трон" значатся действующий премьер-министр Шавкат Мирзиеев и вице-премьер Рустам Азимов. Не так давно дочь президента публично обвинила Азимова в коррупции, что многие расценивают как начало борьбы за власть.
Все аналитики сходятся в одном: следующий лидер Узбекистана будет выходцем из близких к действующему режиму кругов. При помощи арестов, запугиваний и убийств власти превратили оппозицию в ничего не значащую силу, сообщает издание.
"Переход власти в Узбекистане не каждый день освещается в международных новостях, но и в Вашингтоне, и в Москве вне всякого сомнения внимательно за этим следят", - уверен журналист. США критикуют Каримова за нарушения прав человека и притеснения оппозиции, однако не хотят портить с ним отношений, поскольку территория страны - перевалочный пункт для снабжения американских сил в Афганистане, особенно важный в свете скорого вывода американских войск.
События "арабской весны" и "цветные" революции на постсоветском пространстве заставили Каримова еще осторожнее готовить переход власти в руки преемника. "Несмотря на то, что некоторые аналитики утверждают, будто в курсе его планов, на самом деле они известны одному лишь Каримову, а нам остается только анализировать символичность сердечного приступа, которого могло и не быть", - делает вывод автор.
Foreign Policy