Газета "Наш Мир" br> Опираясь на данные нового исследования, ученые решили, что
измерение интеллекта и, в частности, тестирование на IQ ошибочно и не
несет в себе никакого смысла.
Исследование, охватившее более 100 тыс. человек, проводилось в режиме
онлайн и было доступно во всех точках земного шара. Респондентов
попросили пройти набор из 12 когнитивных тестов на внимание, мышление,
память, а также заполнить опросник о семье и образе жизни.
"Результаты оказались неожиданными, - говорит Адриан Оуэн, старший
исследователь в проекте. - Мы предполагали, что в исследовании примут
участие несколько сотен респондентов, но в итоге тесты прошли тысячи
людей разных культур, вероисповеданий и возрастов".
Результаты показали, что наблюдаемые изменения в производительности
могут объясняться как минимум тремя различными факторами:
кратковременной памятью, мышлением и вербальным компонентом. Нет ни
одного компонента, который объяснил бы все единолично. Помимо этого,
ученые использовали магнитно-резонансную томографию, чтобы подтвердить,
что различия в когнитивной карте определяются разными мозговыми
схемами. А значит, и "интеллекта" как единой сущности не существует, а
есть несколько типов способностей, работающих независимо друг от друга и
формирующих полную картину. Это означает, что тесты на коэффициент
интеллекта действительно некорректны и не отражают реальной картины.
Помимо этого, ученые выяснили несколько любопытных закономерностей, а
именно - как возраст, пол, а также пристрастие к компьютерным играм
влияют на когнитивные способности. Как ни странно, регулярные тренировки
не важны для них. А вот старость вполне предсказуемо мешает памяти и
порой способности рассуждать. Люди, часто играющие в компьютерные игры,
показывают значительно лучшие результаты по части кратковременной
памяти. У курильщиков кратковременная память, напротив, хуже - равно как
и вербальные факторы. Те, кто страдает беспокойством, также
демонстрируют худшие показателями кратковременной памяти.
Выводы опубликованы в журнале Neuron в статье под названием "Фракционирование человеческого интеллекта".
|