Газета "Наш Мир" br>
Искусство должно внушать беспокойство. Вот уже более века художники
пытаются смутить нас, заставляя задавать вопросы о самих себе и о нашем
обществе. На фундаментальном уровне абстрактный экспрессионизм
возбуждает в нас экзистенциальный страх, а поп-арт высмеивает культуру
потребления. Однако мир искусства – это замкнутое пространство, и любые
потенциальные эмоции тех немногих избранных людей, кто все-таки посещает
музеи, мгновенно исчезают под воздействием невероятно запутанных
объяснений экскурсоводов.
В результате настоящее искусство не
имеет возможности заставить нас покинуть нашу зону комфорта. Между тем,
подделки произведений искусства справляются с этой задачей блестяще.
Живописцы-фальсификаторы являются самыми талантливыми художниками нашей
эпохи. Я не говорю о произведениях, которые они создают. Их
искусство заставляет нас считать их работы аутентичными. Они делают это,
очевидно, находя наши слепые зоны и эксплуатируя наш здравый смысл.
Когда факт подделки раскрывается (если вообще раскрывается), скандал,
который за этим следует, становится их случайным шедевром. Мысль о том,
что нас обманули, пробуждает в нас эмоции - гораздо более сильные, чем
те, которые в нас вызывают картины – и заставляет пересмотреть наши
ошибочные суждения. Такой эффект неизбежен, поскольку мы, разумеется, не
просим о том, чтобы нас обманывали. Поделка всегда более прямолинейна,
сильна и универсальна, чем любое оригинальное произведение искусства. Рассмотрим
работу Хана ван Меегерена (Han van Meegeren), одного из самых известных
живописцев-фальсификаторов 1930-х и 1940-х годов. Один ведущий
голландский ученый по имени Бредиус (Bredius) предположил, что Ян
Вермеер (Jan Vermeer) когда-то писал картины религиозного содержания,
тем не менее, никто никогда их не видел. Поэтому ван Меегерен решил
написать те картины, о которых говорил Бредиус. И тот факт, что эти
картины были совершенно непохожи на картины, принадлежащие кисти
Вермеера, заставлял людей еще больше верить в их подлинность. Ван
Меегерену удалось найти одну из тех петель обратной реакции, которые
создают ничем не подкрепленную веру. Нам всем стоит проявлять
осторожность.
Но разве фальсификация произведений искусства это не плагиаторство?
В
техническом смысле, это как раз полная противоположность плагиаторства.
(Плагиаторы приписывают себе заслуги других людей, а фальсификаторы,
напротив, приписывают свои работы другим.) В любом случае, к этому можно
относиться двояко, поэтому я считаю, что плагиатор может быть великим
писателей в том же смысле, в каком фальсификатор может быть великим
художником. Более того, основное значение имеет вовсе не списанная
плагиатором работа. Как и в случае с фальсификацией произведений
искусства, основное значение имеет сам акт плагиаторства – безрассудство
обмана и то, что он непроизвольно рассказывает о нашем обществе. К
примеру, когда Джо Байден (Joe Biden) баллотировался на пост президента
в 1988 году, он использовал в своих агитационных речах строки,
позаимствованные им у Роберта Кеннеди, Хьюберта Хамфри (Hubert Humphrey)
и особенно у лидера британской Лейбористской партии Нила Киннока (Neil
Kinnock). Материал, который Байден украл у Киннока, был особенно
обширен, поскольку он включал в себя даже автобиографические
подробности, в частности то, что Киннок родился в семье шахтера.
Занимаясь плагиаторством речей Киннока, Байден присвоил себе его жизнь. В
конце концов, Байдена разоблачили, но не пресса, а руководитель
предвыборной кампании его соперника Майкла Дукакиса (Michael Dukakis).
Самое удивительное в этой истории заключается в том, что кандидат в
президенты смог выдавать себя за другого человека настолько убедительно,
что ни журналисты, ни избиратели этого не заметили. Когда разразился
скандал, его плагиаторство наглядно продемонстрировало то, насколько
хорошими актерами являются политики, а также то, что избирательные
кампании – это всего лишь театрализованные представления.
Как будет выглядеть мир искусства, который поддерживает и ценит подделки?
Дело
не в том, что мир искусства должен поддерживать авторов подделок. Смысл
заключается в том, чтобы мир искусства ценил достижения фальсификаторов
и создавал произведения на таком уровне, который им недоступен. Цель
заключается в том, чтобы сделать искусство более решительным и доступным
для большего числа людей. Сейчас мы уже наблюдаем некоторые
признаки этого сдвига, хотя их редко можно встретить в традиционных
музеях и галереях. Самым наглядным примером могут служить художники,
работающие в стиле граффити, такие как Бэнкси (Banksy): они решительно
ниспровергают все нормы, работая на грани приемлемости и, таким образом,
привлекая внимание широкой общественности к тем вещам, которые люди в
противном случае не заметили бы. Политические картины Бэнкси на стене,
разделяющей Израиль и Палестину, являются отличным примером этой
тенденции еще и потому, что ему пришлось нарушить израильский режим
безопасности, чтобы их создать. Его незаконно написанные картины
доказывают, что возведение барьеров не только антигуманно, но и
бесполезно. Тем не менее, самой яркой областью творческой
диверсии, вероятно, являются новые медиа – жанр, который всегда было
довольно трудно вместить в рамки музеев. Пара художников по имени
Джулиан Оливер (Julian Oliver) и Даня Васильев показали, насколько
потрясающе травмирующим может быть произведение искусства, посредством
своей новой работы под названием «Newsweek». Идея очаровательно проста:
они создали устройство, которое может подавлять сигнал wi-fi в
библиотеке или кафе, позволяя им удаленно вносить изменения в страницы,
на которые люди заходят. К примеру, они могут переписывать заголовки и
тексты статей на сайтах информационных агентств. Если вы читаете эти
строчки, сидя где-нибудь в общественном месте, то, вполне возможно, их
написал не я. Любое произведение искусства должно внушать беспокойство.
Джонатон
Китс – писатель и художник, который попеременно живет в Сан-Франциско и
на севере Италии. Среди недавно написанных им книг «Forged: Why Fakes
Are the Great Art of Our Age» («Подделки: Почему они стали великим
искусством нашего времени») и «The Book of the Unknown: Tales of the
Thirty-Six» («Книга неизвестных: Сказания о тридцати-шести»), получившая
награду от Американской библиотечной ассоциации.
|