Газета "Наш Мир" br>
Когда в конце минувшей недели сообщили новость о том, что компания
Pearson – гигант в сфере образования – провалила работу по подготовке
стандартизированных текстов, используемых для приема одаренных учащихся в
учебные учреждения соответствующего уровня в Нью-Йорке, все враждующие
педагогические сообщества города объединились – их всех переполняло
негодование. И на это у родителей, учителей и городских властей были все
основания – ведь из-за ошибок в подсчете результатов было бы отказано в
приеме 2700 учеников, прошедших вступительные испытания. Но этот
инцидент еще и привлек внимание к проблеме того, насколько случайными и
условными могут оказаться критерии одаренности при отборе учащихся в
элитные учебные заведения, в которых используются специальные учебные
программы повышенной сложности.
Для тех, кто в этом не очень
разбирается – что делает ребенка «одаренным». В Нью-Йорке, как и во
многих других школьных округах, одаренность определяется с помощью
стандартизированных тестов, оценивающих уровень способностей вербального
и невербального общения. Тех, кто выполнил тест на 90%, не допустят к
некоторым учебным программам, а школьники, сдавшие тест с результатом
97%, получают право учиться в престижных школах города для одаренных
детей. И проблема не в самих тестах – она заключается в недостаточной
точности их результатов. Здесь отсутствует единый стандарт – одни
специалисты утверждают, что к одаренным можно отнести тех детей, которые
по результатам вошли в первые 10%, а другие считают, что их меньше –
всего несколько процентов из числа лучших. (В этом случае большинство
детей, которых родители считают одаренными, на самом деле просто имеют
хорошие способности). Если же речь идет о случае в Нью-Йорке, неужели
кто-то может серьезно думать, что школьнику, получившему 96 баллов из
100 (а в нашем случае 98 баллов), программы повышенной сложности тоже
недоступны? Разумеется, нет. Такие расхождения в оценках обусловлены не
столько строгостью критериев одаренности, сколько недостаточным
количеством мест в школах для одаренных детей. К тому же,
стандартизированные тесты несовершенны. Конечно же, мы должны оказывать
поддержку школьникам с выдающимися способностями к обучению, но они не
являются единственным мерилом человеческих способностей. Например, в
некоторых школьных округах выделяют учащихся, имеющих неординарные
способности к изобразительным или исполнительским видам искусства,
предлагая им специальные программы обучения. Но в целом, критерии, по
которым определяется одаренность, очень ограничены, и могут стать
объектом манипуляций на этапе формирования групп по подготовке к
тестированию. Одной из иллюстраций этого является то, что
результаты зависят от социальной и расовой принадлежности. Обеспеченные
родители имеют достаточно средств, чтобы помочь своим детям получить на
тестировании более высокие результаты. В школах или классах для
одаренных учащихся количество детей из малообеспеченных семей или из
числа национальных меньшинств значительно меньше. Играют роль и проблемы
общего характера, свойственные для малопрестижных школ, в которых
учатся дети из малообеспеченных семей или из числа национальных
меньшинств. Из доклада, опубликованного в 2007 году Фондом Джека Кента
Кука (Jack Kent Cooke Foundation), следует, что из-за несовершенства
действующей образовательной политики 3,4 миллиона одаренных школьников
из малообеспеченных семей не смогли попасть в соответствующие классы и
школы с усложненной программой обучения. По сравнению с общественными
движениями по захвату парков это, конечно же, мелочи, но именно из-за
таких «мелочей» американскому обществу не хватает мобильности –
социальная структура страны почти не меняется. Что же могут
сделать политики и чиновники управления образованием, чтобы обеспечить
условия для одаренных детей? Предлагаем три способа решения проблемы: 1. Увеличить количество специализированных школ.
В Нью-Йорке и в других городах программы обучения для одаренных детей
обычно распределены по школам с целью повышения привлекательности
государственных школ. Но спрос явно превышает предложение. Необходимо,
чтобы одаренные дети имели возможность подобрать школу именно с учетом
своих способностей. И если предоставить их родителям возможность выбора,
то за счет их средств можно будет привлекать на нужды государственного
образования гораздо больше денег, и пользы от этого будет гораздо
больше, чем от ежегодной битвы за малочисленные места в вожделенных
элитных школах. 2. Создать одинаковые условия и единые «правила игры».
Важно обеспечить дополнительную помощь учащимся из низких социальных
слоев. В действующей образовательной политике разработка программ с
учетом расовой принадлежности или материального положения детей не
вызывает особого доверия, но заданный высокий уровень обучения позволит
достичь результатов лишь в том случае, если у всех детей будут
одинаковые возможности в достижении этого уровня. 3. Просто повысить уровень обучения в школах.
Меры по усовершенствованию программ обучения и повышению уровня
школьного образования всегда полезны. Это же относится и к повышению
доступности дошкольного обучения. Ни для кого не секрет, что уровень
сложности учебных программ для огромного числа учащихся американских
школ слишком часто оказывается низким. И хотя для одаренных учеников
предусмотрены программы повышенной сложности, необходимо и для остальных
детей разработать более познавательные и сложные программы, после
освоения которых гораздо больше учеников можно было бы назвать
«одаренными».
|