Многовековые теологические исследования Корана на предмет
наличия или отсутствия наказания в могиле, так и не поставили точку в этом
актуальном (для многих) вопросе.
Мы попытались извлечь из Корана максимум информации,
касающейся пребывания человека в могиле, и иных вопросов связанных с этой
темой.
Термин «могила», в Коране описывается двумя арабскими
корневыми формами: «кубр» и «адждати». Исследовав текст Писания на предмет жизни
после смерти, мы обнаружили следующее:
День, когда могилы будут
вскрыты…
Как повествуют два нижеследующих аята, в День, когда могилы
будут перевернуты, вся подноготная воскрешенных людей будет обнародована:
82:4-5. …(день)
когда могилы (араб. кубуру) перевернутся, тогда
каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя.
100:9-11. … когда будет опрокинуто то, что в могилах
(араб. кубури), и когда обнаружится то,
что в груди, в тот день Господь их будет осведомлен о них?
Скорбная участь
неверных
Неверные в могилах утратили всякую надежду на спасение…:
60:13. О вы, которые уверовали! Не водите дружбу с
теми, на которых прогневался Аллах. Они утратили всякую надежду на будущую
жизнь, как утратили ее неверные, что в могилах (араб. кубури).
Воскрешение из могил
22:7. … Час, в котором нет сомнения, непременно
наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах (араб. кубури).
36:51-53. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к
своему Господу из могил (араб.
адждати). Они скажут: «О горе нам!
Кто поднял нас с места, где мы спали?». Это - то, что обещал Милостивый (Ар-Рахман), и посланники говорили правду». Будет один только глас, и все они
будут собраны у Нас.
Из текста этого аята мы можем сделать два вывода: первый –
сигналом к воскрешению мертвых послужит звук из Рога; и второе – время
пребывания в могилах будет ассоциироваться у мертвых со сном.
54:6-8. Так отвернись от них (неверных) в тот день, когда глашатай призовет их к тому, что неприятно, и они с
униженными взорами выйдут из могил (араб.
адждати), словно рассеянная саранча.
Они устремятся к глашатаю, и неверующие скажут: «Это - Тяжкий день!».
Этот аят дает возможность сделать вывод, что дуть в Рог
будет определенный персонаж (большинство переводчиков использовали слово «глашатай»).
А обладая хорошим воображением, можно представить себе безжизненную землю, с
разбегающимися по ней в разные стороны воскрешенными мертвецами.
23:101. А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга.
70:43-44. В тот день,
когда они выйдут из могил (араб.
адждати) в спешке, словно они бегут
к идолам (на поклонение). Их взоры потупятся, и унижение покроет их.
Это будет тот день, который им обещан!
Выход из могил будет быстрым, воскрешенные в спешке покинут
свое временное пристанище. Униженные, с потупленными взорами, неверные будут
метаться по земле.
Можно ли читать Коран
на могилах
9:84. Никогда не выстаивай
молитву по кому-либо из них (лицемеров) и не стой над его могилой (араб. кабр), ведь они не уверовали в Аллаха и Его
Посланника и умерли нечестивцами.
17:110. …Не совершай
свою молитву громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим.
Внимательно изучив два приведенных аята, можно предположить,
что молитва (а значит и отрывки из Корана), произнесенная вслух над праведным
покойником, или над его могилой, легитимна.
35:22. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах
дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в
могиле (араб. кубур).
Еще два вывода из этого аята: первое – обитатели могил не
слышат молитв и чтения Корана над могилами; второе – истории о допросе,
проводимом ангелами в могиле, теряют актуальность в связи с тем, что «допрашиваемые»
- глухи…
В пользу тезиса о «наказании в могиле», могут послужить аяты
40-ой суры:
40:45-46. …а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения - огонь, в который их ввергают утром и после полудня.
А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!
Выводы: Судя по всему,
оказавшись в могиле, тело (или душа) человека, будь то верующий или неверный, не
испытывают мучений, ничего не слышат, находясь в состоянии, подобном сну. Тела же (души)
неверных, даже пребывая в состоянии «сна», ощущают тревогу и безысходность
(однако, возможны и мучения (40:45-46)).
После звука Рога и воскрешения, люди спешно выбираясь из
могил, начнут метаться по земле, до того момента, пока не будут принудительно
выстроены рядами для жёсткого и справедливого спроса…