Газета "Наш Мир" br>
Каждый человек стремится к счастью. Каждое из тех тысяч
телодвижений, которые мы совершаем в течение дня, ведёт нас, по нашему
замыслу, к счастью. Однако каким бы это ни было отрезвляющим и печальным
для нас, счастья всё нет и нет. Несмотря на то, что человек за время
своей эволюции, смог покорить все, что можно, вопросы любви, радости и
счастья оказались ему не по зубам. Конечно, можно сказать, что уровень
развития фармацевтики уже сейчас может сделать удовлетворённым и
спокойным кого угодно. Но цель жизни человека – не удовлетворение.
Удовлетворение – это всего лишь некий суррогат счастья. Более того,
часто именно удовлетворение не позволяет нам достичь подлинной радости.
Мы можем констатировать тот факт, что человек очень крупно ошибся в
процессе своей эволюции. Люди хотели как лучше, а получилось как всегда.
Мы думали, что идём к счастью, а пришли к удовлетворению, от которого
хочется лезть на стены. Почему так получилось?
Чтобы осознать этот феномен, необходимо понять источники
происхождения счастья в жизни человека. Если поднапрячься и вспомнить
абсолютно все моменты счастья и радости в нашей жизни, можно придти к
неутешительному для нас выводу – источник счастья не находится в нас,
более того, он вообще находится за пределами человеческого влияния.
Например, можем ли мы контролировать наше желание заниматься любимым
делом? Нет. Или можем ли мы, по своему собственному желанию, быть
потрясённым великолепным ночным небом? Нет. Можем ли мы срежиссировать
любовь к женщине, или, на худой конец, искреннюю дружбу? Мы бессильны
перед тем фактом, что настоящие радость и счастье приходят к нам
абсолютно без нашего ведома. И уходят тоже. Конечно, мы можем
попробовать попытаться повлиять на частоту возникновения счастья в
нашей жизни. Например, мы можем логически понять ту сумму обстоятельств,
которые приводят нас к радости и попытаться воспроизвести эту
совокупность обстоятельств в нашей жизни. Справедливо полагая при этом,
что если сработало один раз, то сработает и в следующий. Однако в
большинстве случаев данная схема не работает. Что приводит нас в
состояние огорчения и недовольства самим собой. Ведь мы, абсолютно
необоснованно, полагаем себя «кузнецами своего счастья» – и если мы не
можем его выковать, то, стало быть, это наши руки заточены не так, как
надо. Однако наша неспособность достигать счастья и радости тогда, когда
мы этого захотим, не говорит о нашей ущербности. Эта неспособность
всего лишь означает, что источник любви и ощущения наполненности
радостью находится вне нашего контроля.
Отсутствие контроля над собственным счастьем доставляет человеку
немало страданий. Причем, заметьте, абсолютно напрасных. Ведь глупо было
бы сокрушаться по поводу того, что мы не можем остановить неприятные
атмосферные явления – дождь, снег или ветер. Страдания по поводу
невозможности человека сделать себя счастливым по собственному желанию
придаёт жизни человека, и без того лишённой радости, оттенок
безнадёжности и обречённости. Однако, осознание того факта, что человек
не имеет власти над любовью, счастьем и радостью, может значительно
облегчить наш груз страданий. Любовь, смысл жизни, ощущение мира,
спокойствия и наполненности подчиняются не нашей воле и желанию, а
чему-то иному, неизведанному и непонятному. Поэтому глупо и нелогично
терзать себя самого за то, что мы не можем воспроизвести в самом себе
счастье ни по щелчку пальцев, ни любыми другими человеческими усилиям.
Итак, осознав тот факт, что радость и счастье лежат вне контроля
человека, мы можем ответить на вопрос – «почему люди, вкладывая огромные
усилия в достижение радости, не имеют её?» Просто потому, что радость и
счастье не зависят от воли, интеллекта или эмоций человека. Однако,
осознание этого факта, принося человеку освобождение от напрасных
терзаний и самообвинений в никчёмности, не даёт самого главного ответа
на вопрос – «Как стать счастливым?». Хотя правильнее будет сказать, что
осознание человеком невозможности по своей воле стать счастливым вообще
снимает вопрос «Как стать счастливым?» ввиду его нелогичности. Стать
счастливым нельзя – желание, воля человека никоим образом не приводит
его к радости.
Однако, даже при осознании своего бессилия перед обретением любви и
счастья, человеку всё равно этого хочется. Это говорит о том, что
потенциальная возможность быть радостным и наполненным у человека всё
же есть, несмотря на его полную неспособность к самостоятельному
достижению оных качеств. Логично было бы предположить, что если человек
может быть счастливым и без собственных волевых усилий, то это значит
наличие в этом мире некоего источника радости, обладающего собственным,
отличным от человека, волевым началом. В самом деле, мы сами не можем
заставить себя полюбить женщину, сколько бы при этом мы не прикладывали
усилий. Но вот, выпивая чашку кофе в кафе, наш взгляд падает на
очаровательную незнакомку - и внезапно любовь снова в нашем сердце. По
чьему желанию она в нём вспыхнула? Явно не по-нашему.
В дальнейшем, пытаясь спрогнозировать появление любви в своём сердце,
человек пытается увязать это со своими поступками. Это естественно, так
как человеку хочется контролировать любовь. Но любовь уходит так же
внезапно, как и пришла. Что неизбежно ставит человека перед выбором –
или признать случайность счастья, или отречься от желания его
контролировать и признать наличие другой воли, которая отлична от его
воли и является источником любви и радости. Поставленный перед таким
выбором, человек неизбежно выбирает второе. Потому что если признать
счастье чем-то случайным, то смысла в жизни нет. Если же отречься от
своей монополии на радость и признать наличие некоей другой воли в этом
мире – то сохраняется некий призрачный шанс на осуществление
человеческой мечты – быть всегда в блаженстве радости.
Осознание того, что в этом мире существует некая другая воля, которая
отличается от моей собственной, возникает и крепнет в человеке по мере
взросления. Будучи ребёнком, человек не в состоянии даже представить
себе то, что в этом мире существует что-то ещё, кроме его собственной
воли. Всё в этом мире, в буквальном смысле, вращается вокруг ребёнка.
Галактики движутся, и звёзды загораются и гаснут только лишь с одной
целью – доставить либо радость, либо несчастье ребёнку. Становясь
подростком, человек начинает подозревать, что его сверстники иногда
делают что-то, что его вообще не касается и что вообще не относится к
нему и к его сфере интересов. На этом этапе подросток не может смириться
с таким положением дел, поэтому он пытается манипулировать волей
других. С помощью давления, либо с помощью избегания. Становясь взрослым
человеком, человек признаёт наличие точек зрения, которые отличаются от
его собственной, и пытается быть более или менее толерантным к такому
положению дел. Становясь зрелым человеком, индивид принимает тот факт,
что за всем разнообразием всевозможных волевых импульсов различных
субъектов стоит одна и та же Высшая Сила. Которая называется по разному –
Бог, Судьба, Фатум, Рок.… Умирая, человек приходит к абсолютному
осознанию того, что Высшая Сила руководит не только действиями всего
окружающего мира, но и им самим. Лёжа на смертном одре и понимая, что
его собственное тело и его собственная душа отказываются ему
повиноваться, что некая Сила постепенно отключает его жизненные органы
без его ведома, что некогда послушные ему руки и ноги сейчас находятся
во власти другой силы и не подчиняются ему – человек приходит к
осознанию того, что и он сам является всего лишь производной от некоей
силы. Так, в течение всей своей жизни, человек учится пониманию того,
что в этом мире есть сила воли, желания и направление которой отличны от
его собственных желаний и направлений.
Осознание того, что всё в этом мире крутится не вокруг наших
собственных желаний, приводит человека к необходимости обуздывания своей
собственной воли. Не понимая ещё, какой ему будет от этого прок,
человек начинает разворачиваться от эгоизма к альтруизму. Он делает
этого не из-за своего стремления к счастью, так как в самоограничении
ничего счастливого нет, а из-за желания избежать несчастий. Ведь если
человек не будет учитывать желания окружающих, то его собственное Эго
может пострадать. И вот тут то, избегая пинков окружающих и бредя по
тропинке самообуздания своей воли и даже не думая о счастье, эгоист
внезапно начинает понимать то, каким образом счастье вообще появляется в
этом мире. Оказывается, что радость и любовь появляются в человеке
тогда, когда его цели и желания просто совпадают с целями и желаниями
другого индивида. Отказ от эгоизма открывает человеку глаза на то, что
для достижения радости и счастья не нужно горбатиться 30 лет на Крайнем
Севере, зарабатывая любовь и счастье кровавыми мозолями. Оказывается для
того, чтобы быть счастливым, нужно всего лишь найти того человека,
который имеет жизненные установки, схожие с твоими. Это открытие
знаменует собой целую эпоху в жизни человека, которая вводит его в мир
альтруизма. Будучи эгоистом, человек добывал счастье тяжёлым трудом, но
оно быстро ускользало из рук. Став альтруистом, человек получил более
постоянный доступ в мир любви и радости, однако и здесь источник счастья
не становится постоянным и лишённым изменчивости. Альтруист всегда
может найти кого-то, чьи желания и устремления будут совпадать с его
собственными. Но люди очень изменчивы, поэтому радость и любовь
альтруиста непостоянны и подвержены изменениям.
Альтруист постепенно приходит к осознанию того, что за всем
разнообразием чужих точек зрения стоит некая Универсальная Высшая Сила,
которая и является источником всего великолепия различных между собой
(на первый взгляд) волевых импульсов разных людей. Приходит момент,
когда альтруист начинает понимать, что и его сила воли является
проявлением этой же Высшей Силы. После этого понимания альтруист
перестаёт быть альтруистом. Он уже не пытается жить ради других – ведь
он осознал, что это не он живёт ради других, а Высшая Сила через него
живёт ради других. И его единственной задачей является не мешать
соизволению Высшей Силы жить через него жить ради всего остального
человечества. На этом этапе человек вплотную приближается к источнику
любви – Высшей Силе, так как этот источник просто начинает
функционировать в непосредственной близости от самого человека – в нём
самом. Человек из альтруиста превращается в дивинитиста (divinitas –
высшая сила (лат.). Эгоист живёт ради себя, альтруист – ради других, а
дивинитист – ради Высшей Силы. Однако если быть точным, то нельзя
сказать, что эгоист живёт ради себя. Эгоист живёт ради счастья и любви, а
вот их источником считает себя. Также и альтруист не живёт в прямом
смысле слова ради других. Просто источник радости для альтруиста
находится в другом человеке. Также и дивинитист не живёт ради Высшей
Силы. Просто он видит в Высшей Силе начало и конец всякой любви и
счастья.
Как же человеку достичь счастья? Чтобы его достичь, не нужно делать
для этого что-то самому. Нужно просто не мешать Высшей Силе действовать
через тебя. Конечно же, процесс «немешания» тоже требует усилий со
стороны человека. Но эти усилия коренным образом отличаются от тех
усилий, которые человек совершает, когда хочет чего-либо достигнуть сам и
по своей собственной воле. Процесс «немешания» Высшей Силе всегда
формируется вокруг желаний и хотений этой самой Высшей Силы, тогда как
процесс достижения по своей собственной воле всегда центрируется на
себе.
Как отличить, когда мы действуем по своей воле, а когда центром наших
действий является Высшая Сила? Везде, где есть оценочная дуальность
«хорошо-плохо» присутствует своя собственная человеческая воля. Там,
где дуальности нет, присутствует только одна Воля – Воля Высшей Силы.
На самом деле, если я принимаю тот факт, что моя сила воли – это всего
лишь проявление Высшей Силы, чья воля отлична от моей, то я целиком и
полностью отрекаюсь от собственного мнения и принимаю реальность такой,
какая она есть. Окружающая реальность ни хорошая, ни плохая. Она такая,
какой её создала Высшая Сила – значит нет смысла наделять её ни плохим
аспектом, ни хорошим.
Таким образом, мы видим, что самым простым и верным путём достижения
счастья является принятие своей жизненной ситуации и окружающих условий
такими, какие они есть – без всяких оценочных суждений. Оценочное
суждение само по себе уже содержит в себе элемент некоторого частичного
непринятия жизненной ситуации. Ведь если мы считаем что-то под этим
небом «хорошим», то неизбежно должно существовать и что-то, что мы не
принимаем и что является «плохим». Такое частичное непринятие ситуации и
является процессом «мешания» Высшей Силе проявляться через меня. Чтобы
«не мешать» Высшей Силе, необходимо избавиться от оценочных суждений
«хорошо-плохо».
На самом деле, человеческая мудрость в пословицах и поговорках
предлагает много методов достижения счастья, которые неизменно делают
человека настоящим дивинитистом. Например, все мы знаем поговорку «Будь
проще и к тебе потянутся люди». О какой такой простоте в ней говорится?
О простоте принятия ситуации такой, какая она есть. О простоте
отсутствия оценочных суждений «хорошо-плохо». Примечателен тот факт, что
люди тянутся именно не к «хорошим» (альтруистам) а к «простым»
(дивинитистам).
Нам также известно выражение «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». О
чём оно? Да всё о том же принятии ситуации такой, какая она есть –
безоценочно. К безоценочному принятию ситуации нас призывает и русская
поговорка «Бог дал – Бог и взял», которая, на самом деле, является
цитатой из Библии.
Человек достигнет счастья тогда, когда он сможет принять жизнь такой,
какая она есть на самом деле. Человек будет несчастен всегда, когда он
будет смотреть на жизнь сквозь призму какой-нибудь идеи, какого-нибудь
общественного мнения или какой-нибудь своей собственной точки зрения.
|