Третий секретарь посольства США в Москве оказался шпионом ЦРУ. Вне зависимости от характера его деятельности эта новость отлично вписывается в стратегию российских властей, предписывающую вести борьбу со шпионами перед лицом внутренней угрозы.
Сложно сказать, сколько агентов иностранных государств задерживают в год (в день?) российские спецслужбы. Такого рода статистику никто не обнародует, а подобные дела (особенно если они касаются дипломатов) решаются обычно тихо и незаметно. Превращение же поимки шпиона в широко освещаемое событие — это, совершенно очевидно, элемент масштабной кампании, которая призвана убедить россиян в том, что иностранные государства активизировали свою недружественную деятельность.
Распространение российскими СМИ информации о задержании американского агента — это сигнал Кремля как в адрес заграничных партнеров, так и населения России. Американцам дают понять, что попытки внедриться в российские государственные структуры тщательно контролируются и будут своевременно пресекаться, а гражданам страны шумиха в прессе должна продемонстрировать, что с момента распада СССР во всех несчастьях, сваливающихся на их родину (даже в повышении цены на троллейбусные билеты), всегда виноваты недружественные внешние силы.
И российским властям, и все более широким кругам общественности в последнее время стало очевидно, что кризис, которого в течение нескольких лет удавалось избежать, неминуемо затронет Россию, а возможно даже ударит по ней с удвоенной силой. Бюджет сокращается, и государству, которое взялось на себя ответственность практически за все сферы публичной жизни, приходится искать способы экономии. А это рано или поздно может вызвать недовольство всех тех, кто разочаруется в «социальной политике» Владимира Путина. Именно для отвода общественного недовольства в другое русло нужны виновные, которых можно продемонстрировать простым россиянам и заявить: «Смотрите, они хотят погубить нашу родину, которую мы с таким трудом и самоотверженностью пытались в последние десять лет поставить на ноги».
Снятие общественной напряженности посредством демонстративных жестов в адрес Соединенных Штатов и оправдание собственных неудач непрекращающейся войной с американским заговором может, однако, оказаться рискованным. Подобная стратегия эффективна для формирования общественного сознания в необходимом власти направлении на небольшой отрезок времени, но она не решает терзающих страну проблем. Кроме того отсылка к антиамериканским стереотипам выносит на поверхность российские пороки: национализм, шовинизм, антизападную паранойю. Клеймя американских шпионов, Кремль легитимизирует все эти явления и превращает их в нормальный элемент политического дискурса. Власть тем самым вступает в союз с самой примитивной и невежественной частью общества, принимая ее взгляды в качестве стандарта обсуждения отношений с заграницей. В итоге российское руководство отодвигает всех тех, кто хотел бы мирного и активного участия России в глобальных вопросах, на маргинальную позицию. Страх перед Америкой должен стать предлогом для закручивания гаек, а одновременно средством, которое позволит держать россиян в неведении о реально существующих угрозах.
Развернутое в СМИ шоу вокруг американского шпиона станет питательной средой для тех, кто ненавидит внешний мир и ожидает от него исключительно угроз. Между тем сложно надеяться, что в этот «вброс» поверит сознательная и образованная часть общества. Если раньше в прежней России или Советском Союзе было легко держать людей в условиях жесткой информационной блокады и кормить их диаметрально отличающейся от правды пропагандой, то в эпоху глобализации истории про врагов отечества могут уже не пройти. Россияне все чаще ездят в путешествия, знают иностранные языки, пользуются интернетом и видят насколько качество управления (в том числе политического) в их стране отличается от мировых стандартов. В ситуации, когда люди могут сравнить уровень услуг, предоставляемый гражданам разными государствами, бедность, бардак и разруху уже не получится объяснить кознями Дяди Сэма и враждебной деятельностью его агентов.