Газета "Наш Мир" br>
Когда вы думаете о центрах технологических инноваций, на ум в первую
очередь, вероятно, приходят Кремниевая Долина, Сиэтл и Сеул. В конце
концов, они являются родиной Amazon, Apple, Facebook, Google, Intel,
Microsoft и Samsung – компаний, чьи инновации изменили множество
секторов, от финансовых услуг до телекоммуникаций и средств массовой
информации и ведения бизнеса.
Однако сегодня рост
ориентированной на потребителей электронной розничной торговли (E-tail) в
Китае позволяет Hangzhou – основе Alibaba, крупнейшей сети розничной
интернет-торговли в Китае, присоединиться к этому списку. Действительно,
29 апреля Alibaba протрубила о своих амбициях, купив 18% долю в Sina
Weibo, китайской версии твиттера. И, как и в других местах концентрации
технологий, инновация, родившаяся в Hangzhou, определяет путь развития
смежных отраслей. Китайский рынок электронной розничной торговли
является вторым по величине (после Соединенных Штатов) и согласно
оценкам заработал за прошлый год 210 миллиардов долларов США. С 2003
года рынок достиг среднегодовых темпов роста выше 110%. К 2020 году
рынок электронной розничной торговли Китая сможет достичь размера,
равного сумме сегодняшних рынков США, Японии, Великобритании, Германии и
Франции. Несмотря на то, что показатель проникновения
широкополосного доступа в Китае составляет всего 30%, электронная
розничная торговля уже в 2012 году составляла 5-6% от общего объема
розничных продаж, поравнявшись с США. И этот сектор уже прибылен: для
китайского сектора розничные интернет-магазины заявляют до 8-10%
операционной прибыли (прибыль до уплаты процентов, налогов и
амортизации), что несколько выше, чем средняя прибыль для розничной
торговли через обычные магазины. Можно выделить две особенности
китайской электронной коммерции. Во-первых, около 90% китайской
электронной розничной торговли осуществляется на спонсируемых за счет
рекламы виртуальных рынках. На этих платформах - которые напоминают eBay
и Amazon Marketplace – производители, продавцы и частные лица
предлагают свои продукты и услуги потребителям при помощи
интернет-витрин. В США, Европе и Японии все иначе: приблизительно 70%
рынка состоит из интернет-магазинов, расположенных на своих собственных
веб-сайтах, будь то исключительно онлайн-торговцы, такие как Amazon, или
такие магазины, как Carrefour, Dixons и Walmart. Более того,
согласно исследованию Глобального Института Маккинси, онлайн-покупки в
Китае не просто заменяют обычные покупки. Электронная розничная торговля
скорее поддерживает дополнительное потребление: 1 доллар
онлайн-потребления, судя по всему, генерирует приблизительно 40 центов
дополнительных продаж. И дополнительные расходы, в качестве доли от
общих расходов, еще выше в менее развитых городах Китая, где нехватка
обычных магазинов розничной торговли означает, что интернет-магазины
предоставляют доступ к остальным недоступным продуктам и брендам. Массовое
потребление в Китае и других странах с развивающейся экономикой
олицетворяет становление эры Интернета. Учитывая, что во многих из этих
стран отраслевые структуры все еще развиваются, электронная розничная
торговля формирует не только розничный ландшафт, но также и отрасли
производства и финансовых услуг - и даже городской пейзаж. В
большинстве стран сектор розничной торговли, как правило, развивался в
три этапа: сначала доминируют местные и региональные игроки, затем
инициативу перехватывает меньшее число национальных компаний, и, в
конечном счете, интернет-магазины бросают вызов традиционному бизнесу.
Однако в Китае недостаточно национальных лидеров, с учетом того что
пятерка лидеров китайской розничной торговли покрывает в различных
товарных категориях менее 20% рынка, по сравнению с США, где эта цифра
доходит до 60%. И поэтому создание сильного физического присутствия на
всей территории страны будет трудоемким и дорогостоящим. С другой
стороны, сеть Alibaba (которая владеет такими рынками, как Taobao) и
360buy.com (который занимается электроникой) попали в десятку лучших в
розничной торговле Китая и уже обеспечивают покрытие всей страны
благодаря большому числу компаний экспресс-доставки. В результате,
сектор розничной торговли Китая будет развиваться в два этапа, а
интернет-магазины станут крупнейшими национальными игроками. Возможность,
предоставляемая онлайн-рынком для новых игроков, получить национальную ‑
и международную ‑ известность без крупных предварительных инвестиций
глубоко затронет подходы предприятий розничной торговли и производителей
к новым потребительским рынкам. Например, японский ретейлер Uniqlo
использовал такие рынки для своего расширения в Китай в 2009 году. Аналогичным
образом, удаляя некоторые преимущества масштаба и специализации,
которые повсеместно характеризуют промышленность потребительских
товаров, электронная розничная торговля позволяет новым производителям
выходить на рынок, продавая потребителям такие товары, как одежда и
косметика, непосредственно с фабрик и заводов. Подобные предприятия
также будут расширять свою роль в секторе финансовых услуг, используя
свой обширный доступ и общепризнанные бренды. Наконец, электронная
розничная торговля может формировать развитие городов Китая и
трансформировать сферу досуга. Городские центры во всем мире вращаются
вокруг магазинов, будь то на главной улице или в торговом центре, и
многие потребители рассматривают покупки как форму проведения досуга.
Эволюция Китая, скорее всего, повлечет за собой уменьшение главных улиц и
торговых центров и образование больших торговых центров, распределенных
вблизи городской черты. Горожане смогут тратить больше своего
свободного времени на другие способы времяпрепровождения, например
рестораны. Все эти перемены могут изменить использование и стоимость
недвижимости. Другие развивающиеся рынки, скорее всего, последуют
аналогичным курсом. Китайские интернет-магазины уже используют свои
преимущества, экспортируя свою продукцию по всему миру прямо с заводов. И
предприятия в других странах принимают аналогичную онлайн
бизнес-модель. Китай, возможно, упустил многое во время
промышленной революции девятнадцатого века. Однако его подход к
электронной розничной торговле обречен стать одной из движущих сил
интернет-революции 21 века на развивающихся рынках.
|