На российских телеканалах очень популярны передачи о всяческих колдунах и ясновидцах. Одну такую передачу закупил ТВ3, и с большим успехом показывает ее и телезрителям Эстонии. Еще живя в России, я лично чуть ли не на каждом шагу наблюдал, что вера в экстрасенсов – так в России называют ясновидцев – была больше, чем в милицию или врачей. И только православная церковь могла составить им конкуренцию.
Некоторое время назад главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили сказал в одном из интервью, что врачи сегодня вынуждены конкурировать не только с иностранными врачами (оздоровительный туризм за границу в России становится все более популярным из-за дороговизны и недоверия к отечественной медицине), но и со всевозможными магами и ясновидцами. Он смог в подтверждение своих слов привести даже статистику. По оценке главного кардиолога, россияне расходуют на лечение за границей 17 миллиардов долларов в год, а на отечественных колдунов - аж в два раза больше – 30 миллиардов долларов!
Это дикость, так как 30 миллиардов долларов – это 23 миллиарда евро или в три раза больше, чем государственный бюджет Эстонии в нынешнем году. И главное не то, отвечает ли эта оценка истине. В любом случае, она четко показывает, сколь безграничным является «рынок колдунов» в России и почему стоит браться за ясновидение, если у вас есть хоть какие-то способности. Потому что это возможность очень быстро стать богатым! В России это крупный бизнес, и так к нему и следует относиться. СМИ, прежде всего телевидение, просто хотят откусить жирный кусок от этого бизнеса.
Хозяйка моей московской квартиры - дама с двумя высшими образованиями, проводившая большую часть своего времени в поездках за границей (поскольку она сдавала в аренду в Москве 7 квартир, то проблем с деньгами у нее не было). Она любила поговорить, и наши встречи всегда длились по нескольку часов. О квартире и счетах говорили минут десять, остальное время она рассказывала мне о своих литературных переживаниях и о том, что ей и миру предсказали ясновидцы, который она постоянно навещала. Как я понял, у нее было 3-4 ясновидящих, которых она первым делом навещала по возвращении в Москву из своих путешествий. Услугами нескольких ясновидцев она пользовалась, чтобы, как рациональный человек, «проверять» предсказания одного провидца у другого, и наоборот.
Логика ее заключалась в том, что она верила только тем предсказаниям, которые подтверждали ей несколько колдунов. Она была словно журналист старого доброго времени, который обнародовал факты, только если их подтверждали не менее двух, а лучше три независимых источника.
На одной из наших первых встреч я не смог удержаться и спросил у нее, почему она им вообще верит. Ответ был убийственным: «А кому же еще?» Политики все равно врут; телевидение, само собой, врет; в Москве нельзя доверять и знакомым, а религия, как известно – опиум для народа. Если ты ни в чем и никому не веришь, то должен же ты кому-то доверять! Если никто больше не поможет, то должна же это сделать некая высшая сила! И у меня есть сильное подозрение, что даже обещаниям в церкви многие россияне верят меньше, чем колдунам.
Я считаю, что многие россияне относятся к ясновидцам так же, как моя квартирная хозяйка. Разумеется, есть и смешанные варианты, например ясновидящие + православная вера или ясновидящие + официальная медицина.
Если в Эстонии на уличных столбах полно объявлений о чудодейственной диете, то в городах России рекламируют себя разные избавители от проклятий, целители болезней и предсказатели будущего.
Согласно последним опросам, проведенным крупнейшей в России независимой социологической службой Левада-центр (которую сейчас власти пытаются объявить «иностранным агентом» за зарубежные заказы), 52 процента россиян верят в различные предсказания и в предсказателей, 43 процента - что во сне можно увидеть свою судьбу, 38 процентов верят в астрологические предсказания, и 26 процентов - в пришельцев.
Во всю эту паранормальную тематику в последние годы сознательно подливает масло в огонь телевидение России. У большинства передач на мистические темы - хорошие или очень хорошие рейтинги, писал этой весной журнал «Огонек».
Особенно успешно протаптывают тропы мистике малые общероссийские каналы. Например, явно сосредоточившийся на мистике Рен ТВ увеличил за год свою долю в телевизионной аудитории с 4,6 до 6,6 процентов. Для этого относительно популярного канала это лучший показатель за последние 15 лет.
Но и большие телеканалы зарабатывают на жажде мистики. Когда один из трех крупнейших телеканалов России (и самый желтый из них) НТВ показывал фильм о знаменитой болгарской провидице Ванде, то, по данным журнала «Огонек», его смотрели мистические 43 процента аудитории! (Что средний телезритель Эстонии находится на примерно таком же уровне, уже давно доказал популярный телеведущий Вахур Керсна).
С одной стороны, телевидение видит, что в России существует потребность в таких вещах и только и делает, что показывает их. С другой стороны, подобный ход вещей нравится и властям, поскольку, как написал недавно один известный журналист: «верящей в пришельцев и колдунов бабой Нюрой управлять гораздо легче».
Столь же безумная погоня за экстрасенсами и мистикой ведется и в региональной прессе России. Разумеется, она преследует единственную цель: добиться за счет мистики большего тиража и получить за ее счет хоть какие-то деньги от рекламы, что, как известно, является предпосылкой выживания газеты. В случае с региональной прессой в России действует дурацкая неизбежность: если хочешь писать на местные серьезные темы, то следует наряду с ними публиковать и глупые, мистические истории.
Когда речь заходит о мировоззрении среднего человека в России, известный российский журналист Юлия Латынина любит приводить один пример. А именно: в середине 2000-х годов в ходе одного из исследований спросили, Земля вертится вокруг Солнца или наоборот. Почти пятая часть ответила, что Солнце вращается вокруг Земли. С тех пор мне все время хочется узнать, каким мог бы быть результат такого же опроса, если бы его провели в Эстонии вместо давно надоевших исследований о популярности партий…
Перевод: Алексей Архипов.