Газета "Наш Мир" br> Сам того не желая, я стал участником интереснейшего исследования.
Энергетическая компания Repsol пригласила меня принять участие в цикле
лекций по теме энергии. Эксперты в области физики и химии утверждают,
что энергия – это способность осуществлять работу, а работа – это сила,
расходуемая при движении. Я намеревался рассказать о различии между
потенциальной энергией (которая, например, заключена в стоячей воде) и
кинетической, которая движет турбины, когда вода, переливаясь через
плотину, падает вниз.
Я часто ссылаюсь на это различие, когда
веду разговор об уме. Талант не является потенциальным умом. Это ум в
действии. Но я решил усложнить себе жизнь и поговорить на конференции об
умственной энергии. Имеет ли смысл применять физическое понятие к
нематериальному явлению? Несомненно, в языковом смысле, да. Мы говорим
об энергичном человеке, который физически может быть слабым. Мы говорим о
силе воли, духа. Труженик останется тружеником, даже если заболеет. Он
все равно будет искать себе занятие, лишь бы не сидеть без дела. Во всем
этом обилии примеров мы разве увидели хотя бы одно употребление слова
энергия в переносном смысле?
Поскольку выступать мне придется
перед учеными и инженерами, я хочу опуститься к ним на землю. Умственная
деятельность имеет под собой физическую основу: наш мозг, который
потребляет много энергии. Составляя 2% от массы тела человека, мозг
потребляет 20%, главным образом на обработку информации. Нейроученый Ред
Монтаг (Read Montague) в своей книге «Ваш мозг (почти) совершенен»
(Your brain is (almost) perfect) подчеркивает энергетическую
эффективность мозга, сравнивая потребление энергии шахматным чемпионом
Каспаровым (около двадцати ватт) и его соперником, компьютером «Голубой
гигант» (Deep Blue), потреблявшим тысячи ватт. Во время партий,
сыгранных с «Голубым гигантом», Каспаров сохранял свою нормальную
температуру, в то время как для охлаждения компьютера требовались
вентиляторы.
Итак, умственная деятельность предполагает расход
энергии. Какие-то виды этой деятельности требуют большего расхода,
какие-то – меньшего. Способность к умственному труду неодинаковая у
разных людей. Это приводит к различиям в способностях сосредотачивать
внимание, силы на решении той или иной задачи, решать сложные проблемы,
совершать мозговые усилия. Обращает на себя то, как мало внимания
уделялось познавательной эргономике, возникшей в результате анализа
труда авиадиспетчеров. Очевидно, что для проверки работы мозга
необходимо иметь возможность сначала измерить его рабочую нагрузку.
Большая часть проведенных исследований непосредственно связана с
трудовыми процессами. Мы можем определить нагрузку на мозг, исходя из
числа операций, необходимых для правильного выполнения конкретной
задачи.
Помимо способности к решению умственных задач существует
еще способность к усилиям. Тут вступают в действие такие факторы, как
мотивация, подготовленность и четкое осознание долга. Рой Баумейстер
(Roy Baumeister) из университета Флориды считает, что сила воли также
имеет под собой физическую основу. Например, когда мы устаем, нам
сложнее контролировать собственное поведение. Не буду утомлять вас
техническими деталями, но надеюсь, вы поймете, что как воспитатель я
заинтересован в том, чтобы ответить на следующий вопрос: можно ли
увеличить умственную энергию ребенка? Если мне удастся это узнать, то я
вам непременно расскажу.
|