Газета "Наш Мир" br> Волнения, вспыхнувшие в пригороде Стокгольма Хусбю (было сожжено
более 150 автомобилей и полицейский участок), перекинувшиеся затем на
другие районы шведской столицы, стали своего рода заключительным
аккомпанементом событий в Европе, привлекших пристальное внимание
общественности и СМИ. Это и убийство солдата прямо на лондонской улице
на глазах прохожих, записанное на видеокамеру, и самоубийство перед
алтарем собора Парижской Богоматери французского писателя и историка
Доминика Веннера.
Все эти случаи объединяет этнокультурный фактор, точнее, они стали
отражением сложных миграционных проблем, преобразивших лицо Европы в
последние десятилетия. Самые разные страны, с сильно различающейся
миграционной политикой – Великобритания, Франция, Швеция – сталкиваются
с одной и той же проблемой.
Нынешняя Европа сильно отличается от той, что была еще тридцать-сорок
лет назад. Механизмы глобализации, которая, собственно, и зародилась
на Старом Свете, привели к тому, что даже в таких странах как Швеция
мигранты составляют до 15 % населения. Поскольку они происходят из
инокультурной среды, часто исповедуют совсем другую религию, то
изначально между ними и коренным населением существуют барьеры, которые
затрудняют их ассимиляцию. К тому же, правительства ряда стран,
например, Нидерландов и Швеции, старались не "растворять" приезжих среди
аборигенов, а культивировали (пусть и имея в виду совсем иные цели)
их особенности. Дело доходило до того, что в школах Стокгольма в
середине 90-х годов в начальных классах преподавание шло на 110 языках,
а по закону о поддержке меньшинств, их организациям выделялись щедрые
правительственные гранты на поддержание их культурной и языковой
самобытности.
То есть пресловутый "плавильный котел" в той же Швеции не работал.
Однако и в таких странах как Британия или Франция, где национальная
политика проводилась совсем иная, результаты были примерно схожими.
Мусульмане, например, отказывались терять свою идентичность, а
государство косвенно признавало ее,
де-факто признавая полигамию, давая право въезжать в ту же Францию
на постоянное место жительства нескольким женам одного мужа. Даже
африканцы, быстро переходя на французский язык, все равно продолжают
существовать особняком, равно как и выходцы из Вест-Индии в
Великобритании.
В результате в сегодняшней Европе практически во всех странах имеются
многомиллионные анклавы, отличающиеся от местного населения культурно,
религиозно, расово, социально, а где-то и лингвистически. При этом
мигранты считают, что подвергаются дискриминации – не могут привычно
отправлять свои религиозные обряды, не имеют доступа в полной мере к
социальному обеспечению, получению образования, не могут найти работу,
сталкиваются с проявлениями расизма. Для них затруднена политическая
самореализация, они недостаточно представлены в органах власти, в СМИ,
общественных организациях.
Напротив, часть коренных жителей видят в мигрантах угрозу сохранению
своей культурной идентичности, привычному образу жизни. Они считают,
что те увеличивают нагрузку на бюджет, выступая получателями
разнообразных пособий, являются конкурентами за рабочие места, создают
ненужные проблемы в повседневной жизни, и, кроме того, эмигрантская
среда является питательным источником терроризма.
Эти взаимоисключающие взгляды и служат причиной периодически
вспыхивающих конфликтов. Важнейшая проблема современной Европы – найти
либо способ сосуществования двух общин – эмигрантской и местных
жителей, либо способ ассимиляции, так чтобы различия не бросались в
глаза.
Тех побудительных причин, которые обусловили массовый завоз
гастарбайтеров в Европу 50-40 лет назад, сегодня уже нет – не осталось
той тяжелой промышленности, которая требовала миллионов рабочих рук
для тяжелого неквалифицированного труда. Однако приглашенные рабочие
никуда не уехали, и их дети и внуки составляют костяк современных
эмигрантских общин. Таким образом, люди родились и выросли в Европе,
однако воспринимаются как пришлый элемент, что изначально служит
сильным раздражающим фактором. Они не знают иной родины, однако видят,
что к ним относятся как к "другим". Отметим, что, как правило,
рождаемость в этой группе выше, чем у аборигенов, что обуславливает
процентный рост данной категории.
При этом миграция продолжается, хотя и в меньших масштабах. Это по
большей части так называемое "гуманитарное" переселение – то есть люди
едут в Европу не для того, чтобы работать на конкретных местах по
приглашению, а просто в поисках безбедного существования, выдавая себя
за беженцев. В той же Швеции ежегодно появляется до 50 тысяч таких
"беженцев" – из Сомали, Сирии, Ливана и т.д.
Несмотря на многочисленные проблемы, правительства европейских стран
убеждены в том, что приток свежего населения им необходим. Дело в том,
что рождаемость у них крайне низка, и если бы не миллионы мигрантов,
численность населения во многих странах давно бы уже стабильно
снижалась. Кроме того, жители Европы стремительно стареют, и число
работающих постоянно сокращается по сравнению с числом пенсионеров. К
тому же нужны рабочие руки для выполнения непрестижных работ – сиделки,
медсестры, мусорщики и т.д.
Но эти рациональные соображения наталкиваются на возражения
эмоциональные, либо не менее рациональные, как та же нагрузка на бюджет
или рост конфликтов, которые прежде и представить было невозможно.
Поэтому проблема урегулирования отношений с меньшинствами – крайне
сложная и деликатная, наскоком ее не решить. Следует еще учесть мощную
идеологию политкорректности и мультикультурализма, которые не позволяют
действовать решительно и бескомпромиссно.
Также стоит заметить, что протестуют, как правило, подростки. Против
них полиция не может применять очень жесткие меры, что связывает ей
руки. В том же Стокгольме полицейские были вынуждены смотреть, как
поджигаются их участки, как малолетние вандалы уничтожают чужое
имущество, и ничего не предпринимать. Вообще, в Европе отношение к
полиции совсем не такое как в России или США, где столкновения со
стражами порядка бывают крайне редко. Европейские полицейские крайне
толерантны. И демонстранты (в том числе совершеннолетние) запросто
кидают в них камни, бутылки с зажигательной смесью, бьют дубинками,
зная, что им ничего за это не будет.
Поэтому никто не может рассчитывать на быстрое решение проблемы. В
отличие от Америки, где эмигранты "растворяются" буквально за одно
поколение, переходя на новый язык, культуру, систему ценностей, процесс
обретения новой идентичности в старых национальных государствах
растянется надолго. Ведь в США едут, чтобы "забыть" о прошлом и обрести
себя в новом качестве, а европейские страны такой установки не
предлагают.
Но движущие силы глобализации слишком сильны, чтобы кто-то мог
повернуть колесо истории назад. Симбиоз рано или поздно сложится, но он
невозможен без сознательных усилий участников этого процесса. Коренные
жители должны смириться с тем, что "доброго старого времени" уже не
вернуть, что миграционные процессы необратимы, и что ксенофобия –
худший из возможных ответов. В свою очередь, мигранты должны понимать,
что невозможно перенести с собой на новую родину привычный образ жизни.
Задача политиков с обеих сторон – не спекулировать на возникающих
проблемах, не обострять их, а предлагать взаимовыгодные пути их решения.
|