Вчера в Астане Высший Евразийский экономический совет в лице президентов России, Белоруссии и Казахстана поддержал намерение Украины получить статус наблюдателя в Евразийской экономической комиссии – исполнительном органе Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), которые с 1 января 2015 года преобразуются в Евразийский экономический союз. Об этом сообщил хозяин встречи Нурсултан Назарбаев после переговоров между лидерами стран ТС и приглашенными в Астану президентами Украины и Киргизии – двух стран, стремящихся интегрироваться в Таможенный союз.
Впрочем, формально статус наблюдателя в ТС Украина вчера еще не получила (как и Киргизия не стала членом данного объединения), хотя и рассчитывала обрести его уже в Астане. Со стороны Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева было получено лишь принципиальное согласие. Но уже завтра, 31 мая, сообщил Виктор Янукович, Украина должна получить статус наблюдателя на саммите СНГ в Минске, где Киев будет представлять уже украинский премьер Николай Азаров. А Нурсултан Назарбаев вслед за Януковичем уточнил, что на сегодняшнем заседании Высшего Евразийского экономического совета был представлен проект соответствующего меморандума и «проект меморандума одобрен: что Украина работает над тем, чтобы в будущем стать наблюдателем Евразийского экономического союза и Таможенного союза». По его словам, соответствующее поручение дано главе Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко, «который подпишет с украинской стороной соответствующий документ в ближайшем будущем».
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов, в свою очередь, сделал затем еще одно уточнение: конкретный статус Украины в этом объединении будет определен в меморандуме, который запланировано подписать 31 мая в Минске. Поскольку в ТС не предусмотрен статус наблюдателя, пояснил он, такой статус может возникнуть у Украины только после подписания договора о создании Евразийского экономического союза, что запланировано на 1 января 2015 года. По словам Шувалова, теоретически президенты стран, входящих в ТС, могут принять решение о введении статуса наблюдателя в Таможенном союзе, однако, по его словам, это нецелесообразно.
В свою очередь, советник президента России Сергей Глазьев, курирующий от Кремля вопросы интеграции Украины в ТС, не опроверг возможность предоставления Украине статуса наблюдателя, но зато был категоричен в том, что Киеву придется выбирать между членством в Таможенном и Европейском союзе, и «совмещения» не получится.
«Поскольку мы договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в Евразийский экономический союз, потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наши интеграционные объединения», – сказал Глазьев в Астане. По его словам, «для украинского общественного мнения важно понимать, что невозможно одновременно подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом и участвовать в Таможенном союзе». Таможенный союз построен полностью по правилам ВТО, и «Украина как член ВТО не имеет никаких препятствий участвовать в Таможенном союзе».
По словам Глазьева, экономический эффект от интеграции Украины в структуры ТС может составить до 9 миллиардов долларов, которые будут ежегодно поступать в экономику Украины. «На 30-летнем промежутке времени мы оцениваем прирост украинского валового продукта за счет интеграции в 15% ВВП Украины», – отметил он. «С учетом большой проделанной работы, я думаю, что вопрос подключения Украины к формированию Евразийского экономического союза в техническом плане не представляет никаких сложностей», – добавил Глазьев. В этой связи он подчеркнул, что Россия рассматривает одобрение лидерами ТС намерения Украины стать наблюдателем в ТС «как первый шаг по возобновлению участия в процессе евразийской экономической интеграции».
Для украинских же властей такая постановка вопроса – «либо ТС, либо ЕС, третьего не дано» – как кость в горле. Киев уже объявил своим приоритетом подписание с Евросоюзом соглашений об ассоциации и Зоне свободной торговли. Что касается интеграции «на восток», то украинские власти изначально хотели реализовать ее по формуле «3+1», по которой три государства – члена ТС (Россия, Белоруссия и Казахстан) предоставили бы Украине право выбирать, в каких обязательствах ТС участвовать, а в каких – нет. Страны ТС отвергли такую постановку вопроса, справедливо заявив, что любой член организации, вступивший в нее, обязан выполнять все обязательства, вытекающие из участия в ТС. Тогда-то Киев и стал предлагать оформить свое участие в ТС в форме наблюдателя, что оставляет ему свободу маневра во взаимоотношениях с Евросоюзом.
Но в самом ЕС с крайним подозрением отнеслись даже к такой расплывчатой формуле участия Киева в евразийском проекте, и накануне встречи в Астане из Брюсселя последовал окрик. «Никакая форма сотрудничества между Украиной и Таможенным союзом не должна противоречить будущим обязательствам в рамках Соглашения об ассоциации ЕС – Украина, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, а также не должна влиять на возможность его подписания», – заявили представители Еврокомиссии.
Как бы то ни было, сейчас уже можно говорить о том, что Украина все-таки решилась стать наблюдателем в ТС и ЕЭП, а затем – и в Евразийском экономическом союзе. Данный формат сотрудничества, отмечает украинское издание «Зеркало недели», предоставит Киеву доступ ко всем документам ТС, а также возможность для его представителей изучать практику принятия решений в ТС, присутствуя на всех заседаниях его органов в качестве наблюдателей – правда, без права голоса. Кроме того, планируется ввести пост представителя Украины в ТС.
За получением статуса наблюдателя стоит весомый экономический расчет. На зону ТС приходится самая большая доля всего товарооборота Украины – примерно 38%. Так, в 2011 году товарооборот Украины со странами ТС составил 65,6 миллиарда долларов, а в 2012 году – 63 миллиарда. Украина, естественно, не может пренебречь таким рынком сбыта своей продукции. Кроме того, присоединяясь к Таможенному союзу (тем более на таких ни к чему не обязывающих условиях – всего лишь наблюдателем) Киев питает иллюзии добиться существенного снижения цены на российский газ.
Но, судя по всему, это только иллюзии: Москва многократно давала Киеву понять, что рассчитывать на дешевый российский газ Украина может лишь в том случае, если станет полноправным членом евразийской интеграционной модели. И на такую уловку, как статус наблюдателя, Москва не клюнет и цену на газ снижать не будет. «Украина хочет сделать вид, что вроде как участвует в интеграции, и за это попросить кучу пряников, в первую очередь дешевый газ, – пояснил газете «Взгляд» гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Но в реальности она ничего не хочет выполнять, не хочет брать на себя никаких обязательств. Ясно, что такие идеи не пройдут».
Тем не менее процесс сближения Украины с Евразийским экономическим союзом худо-бедно запущен. По словам близкого к переговорам источника «Зеркала недели», «ассоциированное членство (Украины) будет рассчитано минимум на два года, по истечении которых Киев, присмотревшись к ТС поближе и определившись в своих отношениях с ЕС, должен будет принять окончательное решение относительно возможности полномасштабного членства в Таможенном союзе». России, в свою очередь, ассоциированное членство Украины даст возможность не только приблизить ее к ТС, но и решить проблему Киргизии (желающей вступить в ТС, но малоинтересной для Москвы) и Таджикистана (который Москва хотела бы видеть в ТС, но который пока не дает на это согласия).
Иван Гладилин