Если человек способен отыскать закономерность в случайной последовательности объектов, то, скорее всего, иностранный язык ему будет даваться хорошо.
Одни выучивают иностранные языки буквально с ходу, а другим приходится преодолевать чужую грамматику с колоссальным трудом. По одной из гипотез, успехи в постижении иностранных языков зависят исключительно от речевых «опций» мозга. По другой версии — тут играют свою роль какие-то общие свойства нервной системы, характеризующие человеческое мышление.
Вторая точка зрения получила новое подтверждение от психологов Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль), которые обнаружили, что способности к языкам связаны с умением человека находить статистически общие черты между объектами.
Языковые способности зависят от общих свойств мышления. (Фото Eleanor Bentall.)
Рэм Фрост и его коллеги попробовали сравнить, как быстро американские студенты, обучающиеся в Израиле по программе обмена, осваивают иврит в зависимости от каких-то собственных индивидуальных качеств (не только лингвистических). Среди прочего студентов просили пройти тест, где им нужно было на глаз определить общую черту в последовательности из групп неких фигур. Двадцать четыре фигуры делились на восемь групп, по три в каждой. В любой группе фигуры всегда шли в одном порядке, но сами тройки демонстрировались случайным образом. После просмотра видеоряда исследователи выясняли, сумели ли подопытные увидеть эту закономерность — организацию некоторых фигур в последовательные тройки.
Оказалось, как пишут психологи на страницах Psychological Science, те, кто смог увидеть организацию предметов, лучше успевали в иностранном. То есть с помощью короткого 15-минутного теста, в котором не было ни единого слова и ни единого языкового задания, можно определить языковые способности.
Скорее всего, речь тут идёт о способности мозга находить общее среди множества вариабельных частностей, а это может влиять не только на способности к языкам (где такой дар может облегчить, к примеру, запоминание однокоренных слов или сходных синтаксических конструкций), но и во многих других когнитивных задачах высокого порядка.
Разумеется, результаты такого теста вовсе не должны быть основанием для дискриминации или «списания» «негодных» студентов. Задача тестирования — помочь адаптировать учебные программы под тех, кому иностранный язык из-за особенностей мышления даётся не слишком легко.
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.
Кирилл Стасевич