Газета "Наш Мир" br>
Когда в понедельник около полуночи европейские министры иностранных
дел расходились после 12-часового совещания по Сирии, они не скрывали,
что внутри блока существуют глубокие разногласия по вопросу о том, стоит
ли вооружать сирийскую оппозицию.
Заявления Британии и Франции о
том, что они — несмотря на позицию большинства из 27 стран-членов
Европейского Союза – не будут продлевать сирийское эмбарго без поправки,
которая позволит вооружать повстанцев, означали, что пакет европейских
санкций против режима президента Башара Асада придется разделить.
В
пятницу страны ЕС официально восстановят большую часть экономических,
финансовых и энергетических санкций против сирийского режима, однако это
не относится к санкциям на поставки оружия. Вместо этого каждой стране
придется вырабатывать в этом вопросе свою политику – правда, в рамках
договоренностей о том, какое оружие можно поставлять.
Продемонстрированные
в понедельник расхождения в вопросе о мировой горячей точке номер один в
очередной раз подчеркнули, что при всех претензиях Брюсселя, Европе
пока далеко до единой внешней политики. Эти внутренние разногласия в
сочетании с продолжающимися экономическими трудностями, которые бьют по
оборонным бюджетам, заставляют многих предполагать, что Европа выпадает
из числа ключевых игроков на мировой арене.
«Я думаю, что вы
видели страны, осуществлявшие регулировку бюджета в контексте долгового
кризиса, и знаете, как это сказывалось на их возможностях на целом ряде
фронтов, - отметил Муджтаба Рахман (Mujtaba Rahman), возглавляющий отдел
исследования Европы в Eurasia Group. – Оборона – одна из самых
пострадавших областей, если не самая пострадавшая».
Другая
сторона кризиса еврозоны, еще сильнее влияющая на возможности Европы,
заключается в том, что он нанес ущерб европейскому «бренду». Дипломаты
из Брюсселя рассказывают, что в Пекине, Москве и даже Вашингтоне при
попытках обсудить внешнюю политику им временами говорят, что Европе
следовало бы сначала навести порядок в собственной экономике.
Кроме
того, Евросоюзу мешает разница между стратегическими культурами его
членов. Германия - одна из немногих стран, экономику которых кризис не
выбил из колеи, - по-прежнему крайне неохотно использует военную силу. В
2011 году ее упорное противодействие военной операции в Сирии привело к
расколу в ЕС.
Ситуация в Мали также показала, что решения в ЕС
по-прежнему принимаются слишком медленно, чтобы Европа могла оперативно
реагировать на кризисы дипломатическими и военными средствами. Хотя
Евросоюз давно планировал заняться обучением малийской армии —сейчас
этот процесс идет —и другими проектами по укреплению безопасности в
Сахеле, только самостоятельные действия Франции при поддержке
американской и британской военной техники помогли сдержать продвижение
на юг воинствующих исламистов.
«Я считаю, что реакция на
сирийский кризис – лишь один из примеров неудач внешней политики
Европейского Союза», - говорит Марк Пьерини (Marc Pierini), приглашенный
исследователь Фонда Карнеги за международный мир и бывший посол ЕС в
Сирии, Турции и Ливии.
Г-н Пиерини обвиняет договоры Европейского
Союза в том, что они дают Британии, Франции и Германии возможность
удушать общую внешнюю политику. Кроме того, по его мнению, отделение
программ поддержки и гуманитарной помощи от процесса принятия
дипломатических решений лишает ЕС части его «мягкой силы». «Мы,
фактически, парализуем сами себя», - полагает он.
Директор
программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Европейского совета по
международным отношениям Дэниел Леви (Daniel Levy) считает, что
недостатки европейской внешней политики порождают бессмысленные споры
вроде состоявшегося в понедельник, когда министры из стран ЕС вместо
того, чтобы «попытаться взять под контроль» Женевскую мирную инициативу,
потратили все время на обсуждение возможных поставок британского и
французского оружия, которые, скорее всего, в любом случае мало скажутся
на конфликте в Сирии.
«Европа сначала запуталась в том, что не
должно было быть главной темой повестки дня, а потом российская реакция
предсказуемо заставила ее выглядеть довольно глупо», - заявил он,
комментируя обещание Москвы осуществить поставку современны вооружений
режиму Асада.
Однако у Брюсселя все же остаются на руках карты, которые он может разыгрывать, чтобы сохранять глобальную роль.
Евросоюз
обладает самым крупным в мире официальным бюджетом для оказания помощи.
Во вторник он принял программу помощи на период с 2014 года по 2020
год, которая, несмотря на рецессию, сохраняет помощь на том же уровне,
что и предыдущая семилетняя программа.
По
словам европейских чиновников, на южном направлении Евросоюз использует
свою покупательную способность, торговую политику и программы помощи,
чтобы поддерживать пережившие Арабскую весну страны - такие, как Тунис,
Иордания и Египет. На восточном направлении перспектива вступления в ЕС
ослабляет напряженность на Балканах. Хорватия присоединилась к блоку в
июле. Сербия и Косово, надеющиеся присоединиться к нему в будущем,
недавно подписали выработанное при посредничестве Евросоюза соглашение,
которое должно улучшить отношения между ними.
Продолжающее
развиваться европейское внешнеполитическое ведомство также установило
тесные связи с африканскими и азиатскими политическими и торговыми
блоками и играет растущую роль в деле координации зачастую конкурентных
отношений стран-членов ЕС с Россией, Бразилией и Китаем.
Евросоюз
в последние годы также стал координировать больше военных операций.
Помимо учебной миссии в Мали и значительного вклада в операции ООН
Брюссель осуществляет тренировочные и антипиратские проекты в Сомали и
вокруг нее, держит наблюдательную миссию в Грузии и проводит полицейские
операции в Косово, Демократической Республике Конго и Афганистане.
Кроме
того Евросоюз председательствует на шестисторонних переговорах по
ядерной программе Ирана. Неожиданно принятые блоком в 2012 году
масштабные финансовые и энергетические санкции стали важной частью
международного давления, направленного на то, чтобы усадить Тегеран за
стол переговоров.
В связи с этим европейские официальные лица
утверждают, что, хотя случившееся в понедельник было ударом и шагом
назад для национальных внешних политик, списывать со счетов влияние
европейской внешней политики пока рано. По их мнению, заявления об этом
напоминают прогнозы 2011 и 2012 годов о грядущем коллапсе евро.
|