Газета "Наш Мир" br> 
 Когда в понедельник около полуночи европейские министры иностранных 
дел расходились после 12-часового совещания по Сирии, они не скрывали, 
что внутри блока существуют глубокие разногласия по вопросу о том, стоит
 ли вооружать сирийскую оппозицию.
  Заявления Британии и Франции о
 том, что они — несмотря на позицию большинства из 27 стран-членов 
Европейского Союза – не будут продлевать сирийское эмбарго без поправки,
 которая позволит вооружать повстанцев, означали, что пакет европейских 
санкций против режима президента Башара Асада придется разделить.
  В
 пятницу страны ЕС официально восстановят большую часть экономических, 
финансовых и энергетических санкций против сирийского режима, однако это
 не относится к санкциям на поставки оружия. Вместо этого каждой стране 
придется вырабатывать в этом вопросе свою политику – правда, в рамках 
договоренностей о том, какое оружие можно поставлять.
  Продемонстрированные
 в понедельник расхождения в вопросе о мировой горячей точке номер один в
 очередной раз подчеркнули, что при всех претензиях Брюсселя, Европе 
пока далеко до единой внешней политики. Эти внутренние разногласия в 
сочетании с продолжающимися экономическими трудностями, которые бьют по 
оборонным бюджетам, заставляют многих предполагать, что Европа выпадает 
из числа ключевых игроков на мировой арене.
 
  «Я думаю, что вы 
видели страны, осуществлявшие регулировку бюджета в контексте долгового 
кризиса, и знаете, как это сказывалось на их возможностях на целом ряде 
фронтов, - отметил Муджтаба Рахман (Mujtaba Rahman), возглавляющий отдел
 исследования Европы в Eurasia Group. – Оборона – одна из самых 
пострадавших областей, если не самая пострадавшая».
   
  Другая
 сторона кризиса еврозоны, еще сильнее влияющая на возможности Европы, 
заключается в том, что он нанес ущерб европейскому «бренду». Дипломаты 
из Брюсселя рассказывают, что в Пекине, Москве и даже Вашингтоне при 
попытках обсудить внешнюю политику им временами говорят, что Европе 
следовало бы сначала навести порядок в собственной экономике.
  Кроме
 того, Евросоюзу мешает разница между стратегическими культурами его 
членов. Германия - одна из немногих стран, экономику которых кризис не 
выбил из колеи, - по-прежнему крайне неохотно использует военную силу. В
 2011 году ее упорное противодействие военной операции в Сирии привело к
 расколу в ЕС.
  Ситуация в Мали также показала, что решения в ЕС 
по-прежнему принимаются слишком медленно, чтобы Европа могла оперативно 
реагировать на кризисы дипломатическими и военными средствами. Хотя 
Евросоюз давно планировал заняться обучением малийской армии —сейчас 
этот процесс идет —и другими проектами по укреплению безопасности в 
Сахеле, только самостоятельные действия Франции при поддержке 
американской и британской военной техники помогли сдержать продвижение 
на юг воинствующих исламистов.
 
  «Я считаю, что реакция на 
сирийский кризис – лишь один из примеров неудач внешней политики 
Европейского Союза», - говорит Марк Пьерини (Marc Pierini), приглашенный
 исследователь Фонда Карнеги за международный мир и бывший посол ЕС в 
Сирии, Турции и Ливии.
  Г-н Пиерини обвиняет договоры Европейского
 Союза в том, что они дают Британии, Франции и Германии возможность 
удушать общую внешнюю политику. Кроме того, по его мнению, отделение 
программ поддержки и гуманитарной помощи от процесса принятия 
дипломатических решений лишает ЕС части его «мягкой силы». «Мы, 
фактически, парализуем сами себя», - полагает он.
  Директор 
программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Европейского совета по 
международным отношениям Дэниел Леви (Daniel Levy) считает, что 
недостатки европейской внешней политики порождают бессмысленные споры 
вроде состоявшегося в понедельник, когда министры из стран ЕС вместо 
того, чтобы «попытаться взять под контроль» Женевскую мирную инициативу,
 потратили все время на обсуждение возможных поставок британского и 
французского оружия, которые, скорее всего, в любом случае мало скажутся
 на конфликте в Сирии.
  «Европа сначала запуталась в том, что не 
должно было быть главной темой повестки дня, а потом российская реакция 
предсказуемо заставила ее выглядеть довольно глупо», - заявил он, 
комментируя обещание Москвы осуществить поставку современны вооружений 
режиму Асада.
  Однако у Брюсселя все же остаются на руках карты, которые он может разыгрывать, чтобы сохранять глобальную роль.
 
  
  Евросоюз
 обладает самым крупным в мире официальным бюджетом для оказания помощи.
 Во вторник он принял программу помощи на период с 2014 года по 2020 
год, которая, несмотря на рецессию, сохраняет помощь на том же уровне, 
что и предыдущая семилетняя программа.
 
 
  По
 словам европейских чиновников, на южном направлении Евросоюз использует
 свою покупательную способность, торговую политику и программы помощи, 
чтобы поддерживать пережившие Арабскую весну страны - такие, как Тунис, 
Иордания и Египет. На восточном направлении перспектива вступления в ЕС 
ослабляет напряженность на Балканах. Хорватия присоединилась к блоку в 
июле. Сербия и Косово, надеющиеся присоединиться к нему в будущем, 
недавно подписали выработанное при посредничестве Евросоюза соглашение, 
которое должно улучшить отношения между ними.
  Продолжающее 
развиваться европейское внешнеполитическое ведомство также установило 
тесные связи с африканскими и азиатскими политическими и торговыми 
блоками и играет растущую роль в деле координации зачастую конкурентных 
отношений стран-членов ЕС с Россией, Бразилией и Китаем.
  Евросоюз
 в последние годы также стал координировать больше военных операций. 
Помимо учебной миссии в Мали и значительного вклада в операции ООН 
Брюссель осуществляет тренировочные и антипиратские проекты в Сомали и 
вокруг нее, держит наблюдательную миссию в Грузии и проводит полицейские
 операции в Косово, Демократической Республике Конго и Афганистане.
  Кроме
 того Евросоюз председательствует на шестисторонних переговорах по 
ядерной программе Ирана. Неожиданно принятые блоком в 2012 году 
масштабные финансовые и энергетические санкции стали важной частью 
международного давления, направленного на то, чтобы усадить Тегеран за 
стол переговоров.
  В связи с этим европейские официальные лица 
утверждают, что, хотя случившееся в понедельник было ударом и шагом 
назад для национальных внешних политик, списывать со счетов влияние 
европейской внешней политики пока рано. По их мнению, заявления об этом 
напоминают прогнозы 2011 и 2012 годов о грядущем коллапсе евро.
 
 
  
		
	  |