"В обозримом будущем Турция не получит членство в Евросоюзе. Точка", заявил корреспонденту ИА REGNUM известный немецкий политолог Александр Рар, подчеркнув, что на самом деле этого не хотят ни Европейский союз, ни сама Турция. По мнению эксперта, Анкара просто приняла правила игры, навязанные ей со стороны ЕС, и теперь в этих рамках действует самостоятельно.
"Евросоюз обещал да обещал, но на самом деле и не думал о принятии Турции в свои ряды. Европейцы твердили об открытых дверях, при этом требуя целого ряда важных уступок, в частности, оптимизации законодательства под европейские стандарты, вели переговоры с Анкарой, так как это позволяло подталкивать турок к определенным смещениям в отношениях с ЕС. Однако сегодня стороны фактически поменялись ролями - турки делают вид, что все еще стремятся в Евросоюз и под этим предлогом выторговывают себе поблажки у ЕС", - отметил Александр Рар, подчеркнув, что на деле турецким властям будет очень сложно уговорить свой народ, что Турция с восьмипроцентным экономическим ростом обязательно должна попасть в ЕС, где этот рост колеблется в пределах полного нуля.
"Я уже не говорю о долговом кризисе ЕС. В Анкаре ведь прекрасно понимают, что если, скажем, завтра они войдут в Евросоюз, то им придется платить за Грецию, делиться, подписываться под разнородными обязательствами финансового, политического, экономического характера и так далее. Между тем, сегодня Турция у себя играет роль региональной державы и выступает в качестве достаточно самостоятельного актора, ее действия в регионе Ближнего Востока практически не обговариваются с Евросоюзом. Конечно, Турция входит в НАТО и является ключевым представителем Североатлантического альянса в регионе, но там уже речь о "линке" за океан", - заметил Рар, имея в виду США.
На данный момент, отметил политолог, переговоры двух сторон ведутся не о вступлении Турции в Евросоюз, а о статусе Анкары по отношению к ЕС. "Европа хочет видеть Турцию, как и, например, Украину, транзитной территорией, коридором энергоносителей. Турки же добиваются статуса главного дистрибьютора азербайджанских, российских и иных энергоносителей по югу Европы. Отличие в том, что за банальный транзит ей полагались бы определенные "комиссионные", и дело на этом закончилось бы. Однако турецкие амбиции нацелены на более серьезный статус. Они хотят приобретать газ на стороне, становиться его хозяином, затем перепродавать его в Европу, получая при этом значительные экономические дивиденды и обретая роль очень и очень весомого геополитического фактора", - поделился мыслями собеседник, указав, что именно в этом кроется причина, по которой Турция достаточно холодно относится к проекту NABUCCO, противопоставляя ему TAP.
Обобщая, Александр Рар выразил уверенность, что Турции, а также упомянутой Украине членство в ЕС "не светит". "На полвека вперед загадывать не стоит, но исходя из сегодняшней объективной картины это так. Впрочем, об этом достаточно четко говорят определенные круги в ЕС. К примеру, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель откровенно заявила, что Турцию не хотят видеть в Европейском союзе. Это говорит лидер Евросоюза, в обход позиции которого ничего происходить не будет", - отметил эксперт, при этом упомянув, про так называемое ассоциативное членство: "Это, на самом деле, немало, но сравнивать такое членство с полноценным тоже нельзя".
Александр Рар уверен, что в активно муссируемой в последние несколько месяцев теме отношений Турция-ЕС в целом нет ничего нового. "Это естественный процесс, который не приведет ни к каким реальным изменениям. Геополитически Турция от ЕС не отойдет, так как есть фактор НАТО. Членство в ЕС ей не видать, но некоторые будут продолжать верить в этот миф. Одним словом, мы, возможно, говорим об оттенках, но никак не о цвете", - заключил Александр Рар.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу раскритиковал Евросоюз за медленные темпы переговоров о вступлении Турции в блок, заявив, что ЕС нуждается в новой стратегической перспективе. "Мы думаем, все главы, заблокированные по политическим причинам, должны быть разблокированы. Процесс присоединения должен быть быстрее", - заявил Давутоглу, добавив,- "В противном случае нам, возможно, придется ждать еще полвека".
В ответ на критику Давутоглу коммисар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле сказал, что Турция может многое сделать, для того чтобы ускорить переговоры о вступлении, начиная с шагов в направлении достижения критериев открытия по главам, а также применения дополнительного протокола.
Параллельно с этим президент Европейского совета Херман ван Ромпей посетил Анкару и провел встречи с высшими должностными лицами Турции, включая президента Абдуллу Гюля и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Во время визита он выразил поддержку заявке Турции на членство в Евросоюзе "Связи Турции с ЕС как кандидата на членство, уже очень прочны.... После периода простоя это обязательство даст новый импульс и в скором времени станет конкретным шагом вперед. И я уверен, другие подобные шаги последуют. Переговоры о вступлении являются основным движущим фактором в наших отношениях", - сказал Ван Ромпей в своем выступлении в Анкаре. Глава совета также выразил надежду на режим "безвизового ЕС" для Турции.