В феврале Папа Римский Бенедикт XVI одним из своих последних распоряжений перед уходом со Святого престола назначил на пост главы Банка Ватикана Эрнста фон Фрайберга - 54-летнего немецкого промышленника, аристократа и католика, напоминает The New York Times. По словам автора статьи Рейчел Донадио, кандидатура фон Фрайберга была выдвинута благодаря кадровому агентству, не имеющему отношения к Ватикану, что уже само по себе было революционным шагом. Кроме того, фон Фрайберг - первый неитальянец на посту главы банка с момента его основания в 1942 году.
"В последние годы Банк Ватикана подвергался давлению со стороны властей ЕС и Банка Италии. Они настаивали на том, чтобы банк избавился от репутации хранилища офшорных денег и согласовал свои практики с европейскими нормами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Только при этом условии банку можно было работать с евро. Пока банк не выполнит все условия в полном объеме, Ватикану будет сложнее находить деловых партнеров, а расходы его будут выше", - пишет Донадио.
По ее словам, фон Фрайберг в своем первом интервью с момента вступления на пост заявил, что собирается повысить прозрачность банка: создать веб-сайт, издавать ежегодные отчеты и чаще связываться со СМИ.
Автор напоминает, что из-за нежелания Банка Ватикана подвергать список клиентов внешней проверке давно ходили слухи о том, что банк содержит тайные счета итальянских политиков или хранит деньги, связанные с оргпреступностью. Фон Фрайберг, в свою очередь, заявил, что банк приобрел дурную репутацию частично из-за недостатка коммуникации с внешним миром, частично от "злословия новостных СМИ и склонности итальянцев к созданию теорий заговора". По его словам, он просмотрел список клиентов и не нашел там ни одного имени, упоминаемого газетами: "ни некого мафиозного босса, ни некого политика, ни Усамы бен Ладена".
Также фон Фрайберг подчеркнул, что банк стал чаще сообщать о подозрительных операциях и в прошлом году заявил о шести, а в этом году за одни только прошедшие пять месяцев собирается сообщить о семи таких операциях.
The New York Times