Исследователи Корана и специалисты по коранической
экзегетике насчитывают разное количество слов Священной книги, называя такие
цифры: 76440, 77277, 77438, 77439 и 77934[1]. Причина такого разнобоя в цифрах
заключена в различии значений арабских слов при их произношении и даже
написании. Поэтому, исходя из отличия в подходах, обнаруживаемых также в
многочисленных преданиях, насчитывается и разное число слов, употребленных в
Коране.
'Абд ар-Рахман ас-Суйути по этому поводу пишет: «Спор о
числе букв и слов Корана бесполезен и бесплоден». Однако Ибн аль-Джаузи в своем
сочинении «Фунун аль-афнан» весьма пространно и достаточно подробно говорит на
эту тему, касаясь этого числа в половине, одной трети и даже одной десятой
части Корана[2].
Спор по поводу содержания Корана в любом случае
небесполезен, и мы видим, что ас-Суйути и другие, ранние исследователи Текста,
вели развернутую полемику о численности айатов и сур Корана. Обсуждение любой
темы, касающейся Корана, только обогащает человеческие познания, в особенности,
когда речь идет о Божественном Слове, где каждая деталь, и каждый нюанс должны
быть в поле зрения и в центре внимания исследователя, которому следует
рассматривать их всесторонне и со всей тщательностью, как это делали его
древние предшественники.
Количество букв
Относительно количества букв Корана в источниках называют
различные цифры (так же, как и относительно айатов и реже - сур): 3000690,
320210, 321250, 323015, 322373, 323670, 325072.
Ученых в области коранических наук, изучавшие вопрос с
опорой на исторические источники, указывают совершенно разные числа. Так, Ибн
Атийа в предисловии к своему комментарию приводит следующую статистику букв
Корана: алиф – 68800, ба – 11201, та – 10199, са – 1276, джим – 3272, ха –
3993, ха – 2416, даль – 5642, заль – 4699, ра – 11793, зай – 1570, син – 5891,
шин – 2253, сад – 2081, зад – 2607, та- 1274, за – 8042, ‘айн – 9020, гайн –
7499[4], фа – 8497, каф – 6823, каф – 10354, лам – 32522, мим – 26135, нун –
2036[5], ха – 1909, вав – 25536, йа – 25919[6].
В соответствии с подсчетами, произведенными на основе этой
статистики автором настоящих строк, буквы Корана по частоте употребления
следуют в следующем порядке: алиф, лам, мим, йа, вав, нун, ра, ба, каф, та,
‘айн, фа, за, гайн, каф, син, даль, заль, ха, джим, зад, ха, шин, сад, ха, зай,
са, та[7]. Однако в книге «Аль-Кашкуль» Аль-Бахаи приводятся следующие
количества слов и букв Корана: слов - 76440, букв – 322373, в том числе: алиф –
40792, ба - 1140, та -1299, са – 1291, джим – 3293, ха – 9997, ха – 2419, даль
– 10903, заль – 4840, ра – 10903, зай – 9583, син – 4091, шин – 20133, сад –
1274, зад – 1200, та – 840, за – 9220, ‘айн – 7499, гайн – 1120, каф – 5240,
каф – 2500, лам – 26091, мим – 20560, нун – 203600, ха – 700, вав – 13700, йа –
502[8].
Здесь можно воочию увидеть, насколько сильно отличаются эти
цифры от цифр, приведенных в предисловии к комментарию Ибн Атиыйа Это различие
и его причины мы еще рассмотрим, когда будем говорить об изменениях в алфавите
и правилах письма в Коране. Существует предание, что как-то Хаджадж ибн Йусуф
ас-Сакафи собрал чтецов и писцов Корана и велел им подсчитать число айатов,
слов и букв Корана. Согласно подсчетам этих людей, оказалось, что весь Коран
насчитывает 6220 или 6204 слова и 325072 буквы. При этом они также определили
число айатов, слов и букв в каждой суре в отдельности[9].
Необходимо отметить, что в Коране существуют всего два
айата, в каждом из которых употреблены абсолютно все буквы арабского алфавита.
Первый из них следующий:
«После печали Он ниспослал вам успокоение – дремоту,
охватившую некоторых из вас. Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они
несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря:
"Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: "Дела целиком
принадлежат Аллаху”. Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе,
говоря: "Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы
убиты здесь”. Скажи: "Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была
предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь,
и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах.
Аллаху известно о том, что в груди”»[11].
А таков другой айат:
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним,
суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и
падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются
следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Торе. В Евангелии
же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот
стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту
притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из
них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую
награду»[12].
В завершение нашей беседы на эту тему считаем весьма уместным
привести опубликованное в средствах массовой информации и переданное одним
печатным изданием Египта сообщение под нижеследующим заглавием, которое мы
поместили здесь полностью.
Открытие еще одного нового чуда преславного Корана
Египетская пресса пишет, что в начале прошедшей недели в
Каире вышел в свет второй том книги ученого и писателя Абд-Ураззака Науфаля
«Числовые чудеса Преславного Корана». В этой книге наряду с лингвистическими и
научными чудесами, содержащимися в Коране, автор показывает наличие еще одной
поразительной особенности Священного Писания. Это чудо созвучно вписывается в
современный век компьютеров, статистики, математических исчислений. В книге
убедительно и наглядно доказывается, что положительные и отрицательные понятия,
отдельные значения и их противоположности употреблены в Коране в равной степени
и удивительно сбалансированно. Например, слово «ад-дунйа» («земная жизнь»)
употреблено равно столько раз, сколько и «аль-ахира» («загробная жизнь»). Так
же и слова «аль-малаʼика» («ангелы») и «аш-шайатин» («дьяволы») использованы в
равном количестве, как и слова «жизнь», «смерть» и другие.
Великий Аллах говорит: «اللَّهُ
الَّذِي أَنزَلَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ
وَالْمِيزَانَ» («Аллах –
Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и Весы»)[13]. То есть Всевышний Господь
ниспослал эту Книгу ради истины, все тщательно взвесив в ней. Поскольку эта
взвешенность и справедливость, исходя из айата,
объемлет весь Коран, значит, и все слова в нем должны быть равнозначны и
уравновешены. А теперь посмотрим, каких же слов это касается в первую очередь,
и какие из них можно сопоставить.
В качестве примера возьмем слово «колю»
в смысле «они сказали» или «они говорят», «они утверждают», «они заявляют»,
которое использовано 332 раза. Удивительно то, что слово «куль» в значении
«скажи», то есть в повелительной форме, выражаемой Всевышним Пророку (да
благословит его Аллах и приветствует!) в ответ неверующим и язычникам, тоже использовано
332 раза, что свидетельствует о величайшей мудрости Корана. Во втором томе
своей книги Абд ар-Разак Науфаль показал, что в двадцати двух случаях в Коране
используется равное количество противоположных друг другу слов. Так, в нем
одиннадцать раз использовано слово «Иблис» («дьявол») и в то же время
одиннадцать раз встречается выражение, предостерегающее от дьявола, то есть
«истиʻаза». Такие же аналогии и сопоставления проведены со словами «закят»,
«баракат», «сихр», «фитна», «мусиба», «шукр», «бухль», «хасрат», «тамаʻ»,
«джухуд», «инфак», «рида», «исраф», «сиркат», «джихад», «муслимин», «харб»,
«сульх», «исраʼ» и им подобные, каждому из которых противопоставлено такое же
число антонимов.
Слово «солят» («молитва») со всеми производными от этого
корня употреблено 99 раз, тогда как само слово «солят» приведено 67 раз. А
слово «закят» использовано 32 раза. Вместе количество этих двух слов составляет
99. Сумма слов «молитва» и «молящийся», составляющая 68 слов, плюс 32 раза
слова «закят» и слово «саум» (14 раз) в целом дают число 114, равное числу сур Корана.
Далее автор книги пишет: «Что означают эти соответствия?
Каково их назначение? Для того, чтобы постичь истину этих чудных совпадений,
есть необходимость проведения еще более углубленных исследований, скрупулезной
и кропотливой работы». В конце второго тома своей книги Абд-Урразак Науфаль
заключает: «Основываясь на этих чудесных соответствиях и удивительных
созвучиях, мы можем лишь еще раз констатировать, что Священный Коран есть
Откровение, ниспосланное Господом, ибо ни Пророк Ислама, ни величайшие ученые
всех времен и народов не в силах создать творение со столь поразительной
гармонией, равномерностью и соответствием цифр и слов. Если подвергнуть это
чудо обработке вычислительными машинами и самыми сложными компьютерами, они,
несомненно, дадут только один ответ: Священный Коран есть Божественное
Откровение»[14].
Мухаммад Бакир Худжати
(глава из книги "Исследование по истории Корана")
[1] 'Абд ар-Рахман ас-Суйути. Аль-Иткан. Т. 1. С. 120; Ибн
аль-Хальдун. Мукаддиматан. С. 235-248;
Шейх аль-Бахаи. Аль-Кашкуль. Т. 2. С. 456.
[2] Об этом разделении и пояснениях его причин см.: Ибн аль-Хальдун. Указ. соч. С. 246-250.
[3] 'Абд ар-Рахман
ас-Суйути. Указ. соч. Т.1. С. 120.
[4] Шейх аль-Бахаи.
Указ. соч. Т.1. С. 456.
[5] Там же.
[6] Ибн аль-Хальдун. Указ. соч. С. 249.
[7] Этот счет и этот порядок заимствован из книги шейха
аль-Бахаи «Аль-Кашкуль» — в частности, в
том, что касается букв «гайн» и «нун». В «Мукаддиматан» Ибн аль-Хальдуна
статистика этих двух букв вообще отсутствует.
[8] Шейх аль-Бахаи. Указ.соч. Т. 1. С. 456.
[9] Ибн аль-Хальдун.
Указ.соч. С. 249-250.
[10] Цит. по: Д. Рамйар. Тарих Кур’ан. С. 235-246.
[11] Сура «Али ‘Имран» («Семейство Имрана») — 3: 154.
[12] Сура «Аль-Фатх» («Победа») — 48:29
[13] Сура «Аш-Шура» («Совет») — 42:17
[14] Цитируется по газете «Иттилаʻат» № 14976 от 6 апреля 1956 года по солнечной хиджре. В
данном переводе наблюдается немало досадных ошибок и недочетов относительно
значений некоторых слов и терминов. Но поскольку в настоящее время сама эта
книга нам недоступна, то мы судим о ней по рецензии в
газете. Конечно же, подобное исследование требует огромного внимания, точности,
скрупулезного и тщательного отношения к теме работы. Не имея перед собой книги,
нам трудно делать какие-то категоричные заявления и выводы.