Причины вспышки заболеваемости коронавирусом MERS-CoV (ближневосточный респираторный синдром) до сих пор покрыты завесой тайны. На прошедшем в женевской штаб-квартире Всемирной организации здравоохранения заседании Всемирной ассамблеи здравоохранения были высказаны опасения по поводу распространения этой инфекции десять лет спустя после тяжелого респираторного синдрома (SARS), который также вызывался коронавирусом и привел к гибели почти 800 человек.
Главным образом новым вирусом оказалась затронута Саудовская Аравия: там с сентября прошлого погибли 18 человек, тогда как в общей сложности в мире было зарегистрировано 44 случая заражения (23 пациента скончались). Последний смертельный случай произошел 26 мая: 81-летняя женщина скончалась в Аль-Ахсе на востоке страны, где были выявлены большинство зараженных. Кроме того, в Саудовской Аравии сейчас существует и второй очаг инфекции в центральном регионе Аль-Касим: 23 мая от вируса там умер 63-летний мужчина.
Неясность по поводу распространения вируса
В Женеве заместитель министра здравоохранения Саудовской Аравии Зияд Мемих выступил за продолжение сотрудничества с ВОЗ. В частности было запланировано создание совместной группы саудовских и международных экспертов. Ситуация может стать критической с приближением месяца рамадан (начинается 9 июля) и малого паломничество в Мекку (большое паломничество происходит в октябре).
«Без должной оценки рисков мы не сможем ничего точно сказать об инкубационном периоде и симптомах заболевания, клинических методах лечения и рекомендациях для туристов», — отмечает генеральный директор ВОЗ Маргарет Чан.
По словам заместителя саудовского министра, с 18 мая в Аль-Ахсе не было зарегистрировано новых случаев заражения. Тесты на выявление MERS-CoV в 49 образцах, которые были присланы для исследования из различных регионов страны, дали отрицательные результаты. Кроме того, с начала эпидемии девять пациентов поправились.
Как бы то ни было, специалисты до сих пор не могут установить источник нового вируса: животное-носитель не было обнаружено, хотя MERS-CoV, по всей видимости, похож на коронавирус, который наблюдается у летучих мышей из Гонконга. Способ передачи инфекции также остается загадкой. Заражение воздушно-капельным путем выглядит наиболее вероятным, однако исключать другие варианты тоже нельзя.
«Этическое обязательство»
Таким образом, специалисты сегодня ведут большую работу и в частности проводят анализ генетической структуры вируса. Вокруг взятия первого образца, который завершился обнаружением MERS-CoV, вспыхнули споры. Материл был получен у пациента из больницы в Джидде (Саудовская Аравия) и передан всемирно известной группе вирусологов Рона Фушье (Ron Fouchier) и Альберта Остерхауса (Albert Osterhaus) из Роттердама. Выявившие новый коронавирус нидерландские ученые представили на него патент.
Во время выступления перед Всемирной ассамблеей здравоохранения саудовский замминистра поставил под сомнение этот патент, подчеркнув, что образец был отправлен за пределы страны без необходимых для того разрешений, и что ученые заключили с предприятиями соглашения на разработку противовирусных медикаментов и вакцины. Рон Фушье и Альберт Остерхаус заявили, что не подписывали никаких контрактов, и запатентовали вирус лишь в силу «этического обязательства» и стремления ускорить процесс создания лекарств и вакцины. По их словам, они бесплатно передали вирус более чем 40 лабораториям по всему миру.
Тем не менее, все это не убедило Маргарет Чан, которая объявила о начале расследования. «Мы не можем допустить договоров между учеными, которые тем самым стремятся заполучить интеллектуальную собственность и первыми опубликовать работы в научных изданиях. Никакая интеллектуальная собственность не может быть препятствием для защиты людей», — подчеркнула она в Женеве. За ее заявлением последовали бурные аплодисменты.