Сегодня демонстранты в Турции сменили экологические лозунги на политические. «Солдаты Ататюрка», как назвали себя протестанты, объявили войну исламизации. Из Стамбула огонь турецкой «цветной революции» полыхнул в Анкару, Измир и другие города. Две тысячи человек задержаны, десятки ранены… Протестующие уже подожгли офис правящей партии и потребовали отставки премьер-министра Реджепа Эрдогана. Ситуацию в Турции прокомментировал газете «Бизнес-онлайн» политолог Гейдар Джемаль.
Эрдогана пытаются накормить его же блюдом
То, что сейчас происходит в Турции, на мой взгляд, является очередной версией «цветной революции». Это начальная её фаза. Протесты, очевидно, носят антиисламский характер. А за «революцией» стоит Народно-республиканская партия Турции. Именно она оркеструет эти протесты. Оппозиционная партия просто ждала удобного случая, чтобы вывести массы людей на улицы. Факт налицо: события, начавшиеся в Стамбуле, вроде бы против вырубки деревьев в парке Гези (в переводе это «парк прогулок») и сноса культурного центра Ататюрка на площади Таксим в центре Стамбула (там власти планировали построить торгово-развлекательный центр и подземные развязки, протесты в интернете получили название OccupyGezi — прим.) вдруг переросли в нечто большее и перекинулись на Анкару, Измир и другие города.
На мой взгляд, очевидно, что штаб-квартира «цветной революции» находится в руках главной оппозиционной силы Турции — Народно-республиканской партии, так называемых «кемалистов» (по имени основателя партии Мустафы Кемаля Ататюрка, занимаюшей левоцентристские позиции — прим.), секуляристов.
Как иронизирует сегодня западная пресса, «оппозиционеры взяли инициативу в свои руки и вот-вот накормят Реджепа Эрдогана его же блюдом». Почему его же? Потому что сам Эрдоган не так давно поддерживал протесты на площади Тахрир, например, называя египетский режим «авторитарным», а протесты — «благородными»! И тут, как только это коснулось его самого, оказалось, что протестующие теперь для Эрдогана перестали быть «благородными», а, скорее, походят на обычных хулиганов.
Где женщины в хиджабах?
Характерны одежда и выражение лиц протестующих сегодня в Турции. Судя по телевизионной картинке, это явно круг либеральных слоев страны, и протесты носят антиисламский характер. Вы практически не найдёте среди протестующих женщин в хиджабах. Я видел одну, но и та очень вежливо и дружелюбно разговаривала с полицейским.
Учитывая всё это, понятно, что секуляристы перешли в турецкой политической жизни в наступление, и наступление это координируется из Брюсселя, из Евросоюза.
Почему «чистенькие либералы» потрафляют интересам люмпенов?
Насколько серьёзный исламский крен был в последнее время у турецкого правительства? На самом деле, это всё очень тонкие специфические вещи, понятные лишь туркам. Известны разговоры властей про «евроислам», про политический Ислам… При этом оппозиция говорит, используя те же термины и выражения!
Ну, что там было в последнее время? Власти, например, запретили рекламу и ограничения продажи алкоголя (согласно принятому 23 мая закону, вводится запрет на рекламу, продажу и употребление алкоголя в барах, магазинах, кафе, расположенных вблизи мечетей, учебных заведений и автозаправочных станций, а с 22 часов вечера и до 6 утра запрещена продажа алкоголя вообще — прим.). Да, этот запрет вызвал массовое недовольство турецких граждан. Но фактически «чистенькие либералы» пытаются сейчас потрафлять интересам люмпенов, беднейших слоев населения. Как-то сложно поверить, что либералы — любители посасывать спиртное. Всё-таки несерьёзно в политике ориентироваться на такие группы населения.
«Городские хомячки» Стамбула и «Братья-мусульмане»
Тем более что у правящей АКП (традиционная аббревиатура для Adalet ve Kalkınma Partisi — «Партии справедливости и развития», позиционирующей себя как умеренно консервативная партия — прим.) и самого Эрдогана рейтинг реально больше, чем у турецкой оппозиции. Я думаю, политику Эрдогана поддерживает процентов 60—65 жителей Турции. Оппозиция выступает против Ислама? Но большинство населения Турции поддерживают Ислам: от бедноты до среднего класса, до той части населения, которая делает ставку на развитие промышленного капитала и аграрное самообеспечение. Фактически на улицы Анкары и Стамбула сегодня выходят «городские хомячки». При этом надо понимать, что в Турции, по моим данным, тех же «Братьев-мусульман» поддерживает до 80% населения (большинство населения страны исповедует Ислам суннитского толка, «Братья-мусульмане» — суннитская религиозная организация — прим.).
Просто эти консервативные слои поднимаются очень туго, поэтому неискушённому стороннему наблюдателю кажется, что сегодняшний протест в Турции разделяет большинство. А это не так. Просто городские либералы более мобильны, они активно пользуются социальными сетями и умеют нагнетать эмоции толпы. Но если принимать во внимание долгосрочную перспективу, то поддержка у секуляристов очень и очень небольшая.
Запад «сливает» сирийскую оппозицию… руками турецкой
Почему, на мой взгляд, Запад пытается развязать очередную «цветную революцию», притом, что итоги «арабской весны» неутешительны, а в Сирии революция переросла в кровопролитную войну? Во-первых, Запад сегодня пытается фактически «слить» сирийскую оппозицию, уже не рассматривая её как эффективную и нужную действующую силу. Произошла рокировка. Поддержка сирийских оппозиционеров начала провисать из-за российско-китайского отношения по сирийской проблеме. Всё это работает против сирийской оппозиции, поэтому из чисто прагматических соображений Запад сейчас подрезает поддержку оппозиции и «сливает» борьбу с Башаром Асадом (напомним, Турция известна своей активной поддержкой сирийской оппозиции — прим.).
Во-вторых, брюссельский истеблишмент решил выступить против Эрдогана, ориентируясь на турецких секуляристов. Заметьте, как европейская пресса подхватила лозунги турецких протестантов. Европейские бренды пафосно и демонстративно начали заявлять, что их продукции не будет в торговом центре, который турецкие власти собирались построить на месте культурного центра. Полицейская жестокость, разгон демонстрантов — всё это играет против Эрдогана и отбрасывает Турцию от ЕС и тех позиций, которые ей удалось занять в последние годы, без устали пробиваясь к ней, работая локтями.
Сергей Афанасьев