Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br>Сложная ситуация с мусульманами в Шри Ланка и трагическая - в Мьянме
(Бирме), помимо конкретных, ставит также и один общий, серьезный вопрос-
об отношениях между Исламом и буддизмом. В самом деле, почему
последователи учения буддизма, одним из краеугольных камней которого
является принцип всеобщего не насилия и мирного сосуществования, творят
грубое и жестокое насилие в отношении мусульман. Увы, приходится
говорить именно о противостоянии буддистов и мусульман, особенно в
Бирме, где акты насилия часто возглавляются буддийскими монахами.
Согласно законам физики, однополярные тела отталкивают друг друга,
разнополярные –притягивают одно другое. В межрелигиозных отношениях,
видимо, происходит прямо противоположное. Родственные авраамические
религии, несмотря на все имеющиеся сложности и противоречия как-то
притягиваются друг к другу, взаимодействуют между собой. А вот абсолютно
разные "полюса”, такие как Ислам и буддизм, вроде бы как и отталкивают
друг друга.
Поэтому для того, чтобы” физика” не противоречила "лирике” в лице
современной истории религии, попробуем разобраться, в какой мере
драматические события вокруг мусульман в ряде стран с буддийским
большинством, являются противостоянием между Исламом и буддизмом.
Как мы уже упоминали, фундаментальные принципы буддизма и Ислама ( равно
как и других монотеистических религий) резко различаются. В Буддизме
нет Бога- Творца и Личности, хотя он также проповедует надмирное бытие и
освобождение от страданий. Правда в разных течениях буддизма эта точка,
к которой стремится в своем развитии человек, описывается по разному
–для одних это полное "ничто”, для других –некое "нечто”. Буддизм, в
отличие от монотеизма крайне разнообразен в школах и учениях, недаром в
религиоведческой науке применение понятия секта к направлениям буддизма
не считается их негативной оценкой. Буквально, на уровне отдельных
монастырей и учителей могут различаться толкования основополагающих
принципов учения.
Могут возразить- но есть же Далай Лама XIV, являющийся лидером всех
буддистов? Увы, этот всеми уважаемый деятель, является лидером лишь
тибето-монгольской ветви и то не всей, а самой большой его школы
–гелугпа ( "желтых шапок”). "Лидером мирового буддизма” далай-ламу
сделала раскрученность в США и на Западе, в связи с политическим
противостоянием Тибета и Китая. Кроме того, деятельность далай-ламы
последних лет позволяет усмотреть в ней попытки создать на основе
буддийского учения некий универсальный духовный синтез, пригодный для
всего мира. Аналогичные попытки имели место и на основе других
религий- христианства, Ислама (пресловутая "вера бахаи”) и являются,
мягко говоря, спорными.
Но есть нечто общее, что может объединить монотеизм и буддизм.
Это-установка на позитивное поведение и моральное развитие личности. В
буддизме одной из стержневых идей является ненасилие и сострадание ко
всем живым существам. Но события последнего времени наводят на грустную
мысль, что мусульмане к таковым не относятся.
Думается, что дело в том, что буддизм (как и многие другие религии),
несмотря на всю его созерцательность, отрешенность от мира и уход в
глубины человеческой души, не избежал своего рода " пакта Фауста” :
воспринял и отразил то общество, в котором он находится, его историю,
все плюсы и минусы окружающей жизни, даже если они не соответствуют, а
то и противоречат нравственным нормам религии. И не только отразил, но и
"прогнулся” под этот окружающий и такой изменчивый мир.
Возьмем Шри Ланку. Буддийскому большинству здесь не нравятся мусульмане
не потому что они мусульмане, а потому что они-тамилы по национальности.
Десятилетиями здесь продолжалось противостояние, перераставшее в
гражданскую войну, в которой тамилы боролись за создание собственного
независимого государства на севере острова. Вот почему сегодня
"ненасильственные буддисты” собираются в политические, точнее
военно-политические организации (таковой на Шри Ланке является т.н. "
Боду Бала Сена” – "Буддийская бригада”), после этого, по принципу
прикладной политологии находится повод ( в ланкийском случае-это
ритуальный забой животных мусульманами) и вперед. Хвала Всевышнему, что
на прекрасной земле Ланки пока еще не дошло до самых трагических
развязок.
Более сложная, но в то же время более красноречиво иллюстрирующая
основную мысль этой статьи ситуация в Мьянме (Бирме). Собственно
мусульмане в этой стране живут уже более тысячи лет. Причем для местного
населения все они мусульмане, хотя имеют разное этническое
происхождение. Есть потомки бирманцев, обращенных в Ислам, есть
мусульмане индусского и бенгальского происхождения, китайские мусульмане
– "Хуэй”, есть т.н. "зарбари” – потомки от браков бирманских женщин с
мусульманами-выходцами из Юго-Восточной Азии и т.п. Можно согласиться,
что в коллективной исторической памяти бирманцев есть негативные моменты
в отношении мусульман. Это и насильственные обращения со стороны
вторгавшихся в страну в средневековье Великих Моголов, и то
обстоятельство, что чиновниками британской колониальной администрации в
Мьянме (Бирме) были преимущественно, мусульмане –бенгальцы и индийцы.
Однако историческая память –это такая вещь, которая спит где-то себе
спокойно, не мешая жить рядом друг с другом людям с различным
религиозным наследием, пока кто-то извне не использует ее в качестве
топлива для общественного и политического поджога.
Во время борьбы за независимость в 1945-1948 году мусульмане были
привлечены демократически настроенным бирманским лидером, генералом Аун
Саном к политической деятельности и даже вошли в одно из правительств.
Но уже вскоре после убийства Аун Сана, его преемник У Ну изгнал
мусульман из правительства, а буддизм стал государственной религией. Вся
история Бирмы последующих десятилетий – это история формирования
тоталитарной военной диктатуры жестко националистической, да еще и с
довольно плотным " железным занавесом”. И в такой ситуации у
буддистских священнослужителей , видимо не оставалось иного выхода,
кроме как заключить "пакт Фауста” с режимом и стать его политическими
комиссарами, хотя это противоречит самой сути учения Будды.
И сейчас мы имеем авангард погромов в лице буддийских монахов (это так
называемая группа 969- по количеству монахов, возглавляемых также
монахом Ашином Виратху, по прозвищу "буддийский Бен Ладен”). Именно
духовные лица были во главе агрессивной толпы во время наиболее кровавых
событий в Мектиле в марте этого года, которые начались с того, что
девочка-мусульманка случайно наехала велосипедом на буддийского монаха.
Мотивация погромщиков также далека от вопросов нравственного
совершенствования и обретения высшего буддийского блаженства –нирваны.
На мусульман указывают как на "богатеньких”, имеющих более высокий
социальный статус, чем большинство местного населения
(мусульмане-рогинья-это преимущественно высококвалифицированные
ремесленники и торговцы), на тех, кто плохо , по сравнению с
христианами, индуистами или анимистами, ассимилируется в бирманское
общество из-за определенных религией брачных предписаний. Наконец, они
просто неграждане, согласно закону националистического режима от 1982
г.
Все сказанное подводит к выводам и надеждам. Выводам о том, что никакого
столкновения Ислама и буддизма нет, а есть конфликт мусульман с
националистами и национализмом в шафрановых буддийских одеяниях.
Конфликт, в котором религиозное содержание полностью выхолощено. Есть
надежда, пока еще небольшая на то, что в Мьянме(Бирме)
правительство-таки начнет более активно проводить заявленные ранее
реформы и перемены. Да, помимо надежды надо упомянуть еще и
необходимость . Необходимость диалога между Исламом и буддизмом,
который пока что в мире находится на более чем зачаточном уровне. В
отличие, скажем, от христиано-буддийского диалога. Именно диалог,
задачей которого является непосредственное, "первоисточниковое”
знакомство культур и религий друг с другом, позволит продемонстрировать
мусульманам и буддистам , да и всему миру, подлинную суть учения этих
религий. А это уже серьезный залог того, что трудности Шри Ланки и
трагедия Мьянмы (Бирмы) не повторятся в других странах.