Газета "Наш Мир" br>
С пятницы по воскресенье в стране прошли яростные столкновения
турецких сил правопорядка с активистами светских и левых сил, которые
выступили против проекта переустройства Стамбула. Он предусматривает
уничтожение парка Гези на площади Таксим, где должна появиться копия
исторической османской казармы. В здании будут расположены торговые
площади, культурный центр... и мечеть.
После появления сотен
тысяч «возмущенных» легендарный стамбульский район Таксим, символ
современной и светской Турции, превратился в аналог каирской площади
Тахрир, стал нервным центром всей «турецкой весны». Колоссальный
нео-османский проект переустройства Таксима, который предложили
муниципалитет Стамбула и правящая исламистская Партия справедливости и
развития, навлек на себя резкую критику архитекторов, специалистов по
градостроительству, экологических ассоциаций и прочих светских
противников правительства. Более того, в пятницу им удалось одержать
первую победу: стамбульский суд принял решение приостановить реализацию
проекта османской казармы. «Возмущенные» собрались в парке Гези по
призыву социальных сетей и провели там три дня, чтобы помешать
строительным бульдозерам выкорчевать 600 деревьев. Как бы то ни было, с
тех пор протестное движение перекинулось на Измир (запад страны, еще
один оплот современного и светского общества), Анталию (юг,
туристический центр) и даже столицу Анкару (там произошли столкновения
полиции с бунтовщиками, которые решили выступить к парламенту). Оно
воплотило в себе неприятие авторитарной политики ПСР, которую обвиняют в
стремлении постепенно установить в стране «исламскую республику». По
всей логике турецкая оппозиция во главе со светской Республиканской
народной партией и другими левыми движениями, попыталась встать у руля
«турецкой весны», выступив вместе с другими демонстрантами.
Как
мы уже видели в начале арабской весны, турецкая полиция тоже угодила в
ловушку репрессий: она вывела на улицы бронетехнику, сжигала палатки и
разгоняла мирных демонстрантов с помощью слезоточивого газа. Кадры
полицейского насилия облетели Турцию и весь мир. Они привели в
возмущение даже союзников Анкары, начиная с тех же США, не говоря уже о
правозащитных организациях. Как уже было в начале арабских революций,
которым дали толчок светские и прогрессивные круги, ключевую роль в
восстании сыграли социальные сети (Facebook, Twitter и т.д.).
Антиисламистские активисты решили отстоять Стамбул, символ европейской,
процветающей, светской и западной Турции, и его знаменитый район Таксим,
который в 1970-х годах стал центром утопленных в крови
антиправительственных выступлений. Таким образом, турецкие протестующие
ощутили близость с первыми интернет-революционерами арабской весны,
которые помогли исламистам отобрать власть у военных диктаторов во имя
соблюдения норм избирательной демократии... но получили в ответ лишь
ограничения свобод и репрессии.
Одним из недавних ограничений
(беспрецедентное событие с 1923 года, даты основания Ататюрком
современной Турции) стал частичный запрет на продажу и употребление
спиртного. Кроме того, «возмущенные» демонстранты недовольны большими
тюремными сроками за «святотатство», которые получили знаменитый пианист
Фазиль Сай и турецкий писатель армянского происхождения Севан Нишанян
(опять-таки невиданный случай для этой «светской» страны). Это не говоря
уже о сносе легендарного кинотеатра «Эмек» в районе Бейоглу (еще один
символ турецкого плюрализма). Наконец, еще одной причиной озлобленности
турецкой оппозиции стал запрет на проведение первомайской демонстрации
профсоюзов и левых партий на площади Таксим. Это решение властей было
воспринято как новое доказательство смещения режима в сторону
авторитаризма. В такой взрывоопасной обстановке новость о ликвидации
парка Гези, который издавна является любимым местом прогулок юных
горожан, стал той самой каплей, переполнившей чашу народного терпения,
со стороны все более заносчивого и потерявшего осторожность
правительства Эрдогана. Дело в том, что хотя после прихода к власти в
Турции ПСР в 2002 году политический исламизм пускает все более глубокие
корни, светские силы и их союзники-военные, которые регулярно становятся
объектами репрессий, судебных процессов и охоты на ведьм, еще не
сказали последнего слова.
Они
не сидят сложа руки, как и светские революционеры в Тунисе и Египте,
которые намереваются прийти к власти, несмотря на прошлое поражение от
исламистов (они, кстати, тоже становятся все заносчивее) на выборах.
Эрдоган-Олланд: одна стратегия борьбы с протестами
Тем
не менее, Реджеп Тайип Эрдоган как никогда уверен в себе. Он ответил
активистам «турецкой весны», что выведет миллион демонстрантов, если
«возмущенные» не прекратят протесты на площади Таксим. Новый турецкий
султан решил высокомерно проигнорировать настроения на улицах и
подтвердил проект переустройства парка, который стал причиной
радикальных выступлений. Он поступил, как Олланд в условиях протестов
против однополых браков во Франции (хотя французский лидер, безусловно,
вел себя совершенно иначе, чем гомофобы из ПСР) и подчеркнул, что
собирается удовлетворить требования исламистского большинства, а не
уступать под давлением оппозиции, которая находится в меньшинстве после
выборов 2002 года. Таким образом, французские левые и турецкие исламисты
по сути придерживаются одной стратегии верности провозглашенным
принципам и нежелания прислушаться к иной точке зрения. Здесь есть о чем
задуматься лидерам французских правых и всем тем, кто уступает давлению
СМИ и «возмущенных»...
Дело в том, что стратегия Николя
Саркози после избрания заключалась как раз в открытости к левым вплоть
до отказа от многих предвыборных обещаний. Все это немало повеселило
турецких исламистов и французских социалистов, которым прекрасно
известно, что стремление привлечь на свою сторону противников и уступки
их требованиям ведут к потере сторонников и, как следствие, поражению на
следующих выборах. Избиратели другого лагеря всегда предпочитают
оригинал бледной копии и никогда не пожимают протянутую руку противника,
которая справедливо воспринимается ими как признак идеологической и
психологической слабости. В полном соответствии с этой предвыборной
линией Эрдоган заявил, что посреди площади Таксим все же будет возведена
мечеть, бросив тем самым вызов всем светским силам. После прихода к
власти он медленно, но верно претворяет в жизнь проект исламизации
«посткемалистского» турецкого общества, стремится направить его по
«нео-османскому» пути.
В таких условиях партия власти ПСР вводит
цензуру против антиисламистской прессы, ограничивает свободы, отправляет
за решетку сотни журналистов, правозащитников, военных, политических
деятелей... Всех их обвиняют в «подготовке государственного переворота».
После направленных против демонстрантов репрессий (в результате были
ранены сотни человек) Эрдоган навлек на себя бурю критики в социальных
сетях, левых париях, а также светских и либеральных кругах, которые
никогда не простят ему то, что тот ввел ограничения на употребление и
продажу спиртного и назвал Ататюрка «алкоголиком»... Однако ему, по
правде говоря, на это наплевать. И он, вероятно, свято верит в свою
правоту...
Александр дель Валль — признанный геополитик,
преподаватель международный отношений в Университете Метца и бывший
сотрудник газеты France Soir.
|