Либеральная общественность по всему миру ликует: «Турция восстала против исламистов». Точно так она ликовала, когда недавно толпы безумной молодежи громили и убивали всех, кто им не нравился, в Египте. Дела до того, что реально происходит и кто чинит насилие на улицах и во имя каких идей, «международному сообществу» нет.
Представляю, сколько бы было шума, если бы нечто подобное тому, что происходило на днях в Турции, или некоторое время назад в Египте, делали бы так называемые «исламисты». Весь мир бы заставили содрогнуться от ужаса разгула религиозного фанатизма и мракобесия. А «либеральным» подростковым бандам бесчинства ставятся в заслугу, ведь они же направлены против происламских сил. Это четко демонстрирует ангажированный характер СМИ и их комментаторов.
А теперь давайте разберемся, что произошло в Турции.
За время своего правления правящая Партия справедливости и развития во главе с премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом сделала следующее:
- построено 30 000 км дорог,
- построено 10 000 км железных дорог и введен скорый поезд в регионы,
- начат выпуск оружия и вертолетов местного производства,
- начат выпуск транспорта местного производства,
- активно реализуется программа по ликвидации ветхого жилья,
- в 8 раз увеличены расходы на здравоохранение,
- развита сфера он-лайн услуг,
- турецкие вузы входят в списки сотен лучших в мире,
- погашен внешний долг,
- в Стамбуле введен проект метробус для ликвидации проблемы пробок... и так далее.
Про успешно развивающиеся легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство и туризм даже не говорю.
В целом, за 10 лет Турция, не имея газа и нефти, вышла в лидеры европейской и мировой экономики по темпам роста. Сегодня это стабильно растущая 14 экономика мира по объемам. Усилилась роль страны в региональной политике.
Неудивительно, что за ПСР стабильно на выборах голосует порядка 60 % населения, а Эрдоган остается самым популярным политиком в стране, что признает даже оппозиция.
Хотя ПСР и называют происламской партией, ее поддерживают и вполне светские слои населения. Эрдоган, скорее, - это символ пакта религиозной глубинки и либерально-консервативного города. Ничего особенно исламского партия не требует, но разве что настаивает на праве женщин носить платок без всяких ограничений.
На стороне Эрдогана мелкий и средний бизнес, часть крупного, значительная часть полиции, религиозные регионы внутренней Анатолии, часть городской интеллигенции и молодежи, понимающей, что стране нужно развитие и реальная работа, а не бессмысленные споры.
Кто бывал в том же Стамбуле лет 10 назад, когда там у власти был секулярист, помнит этот город замусоренным и неухоженным. И все знают, каким он является сейчас, когда его возглавляет «исламист». Кто не был в Стамбуле при секуляристах, может съездить в Измир и посмотреть – там сейчас у власти как раз ставленник Народно-республиканской партии, которую Эрдоган называет организатором протестных выступлений.
Против ПСР часть жителей крупных городов – так называемый креативный класс, чиновничество, работники образования и так далее, а также радикальные националисты (если не сказать, нацисты). Основной же костяк тех, кто творит откровенный беспредел на улицах, - левые (анархисты, коммунисты), футбольные фанаты и представители разных молодежных субкультур.
Оппозиция хорошо понимает, что на выборах ей ПСР не одолеть, а выборы и СМИ в Турции, кстати, по-настоящему открытые и демократические, что общепризнано.
Поэтому она толкает на улицы всегда на все готовую горячую молодежь, которая даже в недавнем запрете продажи алкоголя с 22 до 6 утра усмотрела «наступление исламизма».
Оппозиции есть, что терять. «Исламисты» совсем недавно раскрыли очередной кровавый план, который был задуман для дискредитации власти и включал в себя даже взрывы мечетей во время намазов, убийство высших лиц государства, видных деятелей культуры и искусства, журналистов.
В заговоре участвовали уважаемые генералы, ректоры университетов и журналисты. Армия в Турции не раз и не два устраивала перевороты, и ничего удивительно в участии ее представителей в очередной попытке сместить избранные народом власти, в общем, нет.
Формальным поводом для выступления стало решение ликвидировать парк Гези недалеко от площади Таксим и пешеходной улицы Истикляль в центре Стамбула.
Кто бывал в городе, знает, что это за место. Это не просто аналог Арбата. В подворотнях этого района цветет наркомания, токсикомания, проституция, в том числе малолетняя и гомосексуальная, и криминал, бродят разные трансвеститы и прочие, как говорится, деклассированные элементы.
Инициатива властей, наконец-то, покончить с этим рассадником, вызвала острую реакцию у тамошних обитателей, многие из которых только и ждут возможности поучаствовать в погромах и вообще в любой заварушке. К ним присоединились сторонники оппозиции, некоторые деятели культуры, вездесущие медиа-звезды и другая «либеральная общественность», а фанаты и анархисты, наконец-то, достали свои всегда готовые коктейли Молотова.
По сети пошли гулять поддельные фотографии убитых полицейскими «борцов за свободу», а под видом толп протестующих подавались фотографии стамбульского марафона 2012 года.
Вот показательное публичное обращение протестующих к ненавидимому ими премьеру: «…Сегодня фанат Фенербахче помог подняться с земли галатасарайцу… Сегодня женщины, которых вы называете проститутками, вышли из публичных домов, чтобы промыть раны пострадавших и напоить их лимонной водой. Сегодня нелюбимые вами трансвеститы спасали людей в своих комнатах дешевых отелей тарлабашы. Адвокаты и врачи раздавали свои телефоны для оказания помощи. Сегодня эснафы (магазины, кофейни – все, что на первых этажах) отключили пароли на вайфай, а отельеры пускали утомленных или избитых...»
Комментарии к этому документу, как говорится, излишни.
Наиболее разъяренные почитатели парка порока поставили палатки и заявили, что никуда не уйдут, пока не будет отменено решение о ликвидации и строительстве на его месте торгового центра и восстановления старых имперских казарм. Полиция попыталась ликвидировать «окупай». После этого началось. Стамбульские протесты были подхвачены единомышленниками по всей стране.
На самом деле, выступления оппозиции, хоть они и прошли почти во всех городах Турции, не привлекали больше нескольких тысяч. Обычно в них участвовали сотни.
Думаю, что в ближайшие дни в Турции жизнь стабилизируется. Июньские погромы 2013 года останутся в памяти как еще один пример подросткового бунта «бессмысленного и беспощадного».
ПСР даже не придется выводить своих сторонников на улицы, а партия уже много раз демонстрировала, что может мобилизовать не тысячи, а миллионы и миллионы простых турок, живущих в средних и мелких городах, и предпочитающих ежедневный труд и участие в выборах, а не площадную брань и защиту сомнительных парков с его слоняющимися без дела обитателями.
Абдулла Ринат Мухаметов