Корреспондент The Guardian Джонатан Кайман посетил 3 китайских "раковых деревни" и пообщался с местными жителями, которые стали заложниками промышленного роста в Китае.
"Раковыми деревнями" называют небольшие населенные пункты вблизи от вредных производств, в которых смертность от рака выше, чем в среднем по стране, говорится в статье. По подсчетам СМИ, НКО и ученых, всего в Китае насчитывается около 459 подобных деревень. Они есть в каждой провинции Китая, за исключением Цинхай и Тибета на западе страны.
В феврале министерство защиты окружающей среды упомянуло раковые деревни в своем пятилетнем плане. Китайские неправительственные организации и активисты приветствовали это как первый шаг на пути к экологической прозрачности.
Как выяснилось впоследствии, министерство допустило ошибку и подверглось критике китайского руководства. "Это медицинская проблема, которая не может быть подтверждена кем-либо вне министерства здравоохранения, - комментирует доклад министерства глава государственного ракового регистра Чэнь Ваньцин. - Заявление было некорректным и неуместным".
Как бы то ни было, связь между загрязнением окружающей среды и ростом заболеваемости очевидна, считает автор статьи. За последние 30 лет смертность от онкологических заболеваний увеличилась на 80%, сделав рак главной причиной смерти в Поднебесной. В городах главной причиной заболеваний считается токсичный воздух, а в сельской местности - вода: 70% китайских рек и озер загрязнены.
В деревне Янлиньган нет централизованного водопровода, однако жителей это не смущало: пока власти не построили здесь бумажную фабрику и ТЭЦ, речная вода из протекающей неподалеку Янцзы была очень чистой. Теперь жители очищают воду алюминиевыми квасцами, но она все равно сохраняет неприятный химический привкус.
"Каждый здесь чем-то болен", - жалуется журналисту местный житель Се Чжэнцян. Его мать страдает от бронхита, а новорожденный племянник скончался от синдрома Эванса.
Получить научные доказательства влияния экологии на заболеваемость раком не так-то просто, делится опытом активистка Greenpeace East Asia У Исю. "Необходимо установить, что определенный химикат вызывает определенные типы рака и что данная конкретная фабрика выбрасывает именно этот химикат, - приводит ее слова Кайман. - Это требует долгих лет наблюдений и изучения историй болезни".
Именно этим занимается активистка Вэй Дунин из деревни Ули в пригороде Ханчжоу. В 1992 году правительство открыло в соседнем Наньяне зону химической промышленности, а к 2004 году 60 жителей ее деревни скончались от рака. В 2012 году онкологические заболевания унесли жизни еще 6 человек. После того как в апреле 2013-го ей удалось привлечь к проблеме Ули внимание китайских СМИ, местные власти предупредили жителей, что их болтливость может привести к нежелательным последствиям, сообщается в публикации.
По мере того как в развитых китайских провинциях растет уровень экологического сознания, некоторые вредные производства закрываются и переносятся на запад страны. Так, например, химический завод рядом с деревней Дунсин, производивший 2 тыс. тонн канцерогенного хлорфенола в год, был без объяснения причин закрыт в 2010 году, однако последствия его работы будут сказываться еще не одно десятилетие, уверен журналист. До сих пор ветер иногда доносит запах химикатов, источником которого, по рассказам местных жителей, служат закопанные неподалеку отходы производства.
Четыре жителя деревни пробовали судиться с заводом, однако и городской суд, и суды высшей инстанции отказались принимать их иск к рассмотрению. Двое из них впоследствии погибли в автокатастрофе.
"Сколько бы об этом ни говорили, они все равно не возместят нам ущерб, - считает Шу Цичан. - Поэтому мы перестали об этом говорить".
The Guardian