Сила и жестокость протестов в Турции застали большинство наблюдателей из-за рубежа врасплох. Это потому, что Турция под идее должна быть источником хороших новостей.
Это центр спокойствия в турбулентном регионе, центр экономического успеха в мире, где с самого начала финансового кризиса почти все страны – и уж точно все, расположенные рядом с Турцией – испытывают трудности.
Однако может ли быть так, что сама природа некоторых «сортов» успеха и посеяла семена раздора? Ведь когда все лодки поднимаются в результате прилива, некоторые становятся супер-яхтами, а некоторым приходится бороться с течением.
Всего пару недель назад известный международный экономист Джеффри Сакс (Jeffrey Sachs) писал о «турецком чуде» в аналитическом материале в Project Syndicate. Даже сейчас нельзя сказать, что его блестящая оценка Турции оказалась неверной.
Турция, как кажется, находится за миллионы миль от своих невежественных соседей и религиозных фанатиков, расположившихся, начиная от ее южной границы с Сирией до самого североафриканского побережья. И все же вот уже почти неделю страну сотрясают жестокие протесты.
Формально они начались из-за плана по превращению парка в Стамбуле в торговый центр, однако сейчас, как кажется, протестующие выступают против автократического правительства, исламизации, грубости полиции и по другим политическим поводам, накопившимся за последнее десятилетие.
К тому же, конечно, существуют расхожие мнения по поводу того, в каком направлении Турции нужно идти – двигаться вперед или оглянуться на прошлое. Администрация Реджепа Эрдогана – яркий пример этого «раздвоения личности». С одной стороны, она стремится к быстрому развитию, а с другой – тоскует по временам, предшествовавшим тому моменту, когда Ататюрк установил секуляризм в стране, которая когда-то управляла почти всем исламским миром.
Возможно, жестокие протесты – это естественное, пусть и досадное следствие быстрого развития. Тайланд тоже испытал подобный «приступ» весной 2010 года. Да и в Китае, как кажется, проходят массовые – пусть и замалчиваемые в прессе – мятежи и протесты.
Пример Тайланда и Китая дает возможность предоложить, что если рост продолжится, протесты утихнут, так как люди будут преследовать свои собственные экономические интересы.
Однако эти восстания также могут стать уроком для развитых стран.
Без сомнения, хотя бы одной из причин общественного разочарования является растущее неравенство в доходах.
Пока экономика развивается, для большинства людей рост собственного благосостояния по сравнению с годом или двумя назад отодвигает в сторону раздражение от того, что их собственная ситуация ухудшилась по сравнению с маленькой группой очень богатых людей. Однако когда рост замедляется, раздражение усиливается от того, что у некоторых дела идут очень хорошо, а положение большинства ухудшается. Экономисты в своих исследованиях не обращают достаточно внимания на важность относительного статуса (блогер и менеджер хедж-фонда Эрик Фалькенстайн интересно рассуждает о принятии решений, исходя из соображений статуса в экономике).
Это неравенство может вылиться в настоящие проблемы не только в развивающихся, но и в развитых странах. Волна беспорядков прокатилась по Лондону и другим британским городам в 2011 году. Протесты, вызванные мерами жесткой экономии, стали характерны для стран еврозоны. Стокгольм испытал собственные «конвульсии» совсем недавно – на прошлой неделе.
И пока количественное ослабление делает богачей еще богаче, но ничем особо не помогает всем остальным, риск общественных волнений в развитых странах будет только расти.