Газета "Наш Мир" br> Хотя и с известным трудом, гласность пробивает себе путь и в тайны экономическо-финансовой деятельности Ватикана, который содержит банк, по мнению многих, незаслуженно называемый Институтом религиозных дел (Istituto per le Opere di Religione – IOR). В феврале с.г. Папа Бенедикт XVI назначил на пост главы этого банка 54-летнего юриста из Германии, рыцаря Мальтийского ордена Эрнста фон Фрайберга. Это назначение стало одним из последних деяний почетного Понтифика перед его отставкой.
На днях фон Фрайберг заявил, что возглавляемый им IOR должен избавиться от имиджа «офшорного рая» и стать более прозрачным. Об этом главный финансист Святого Престола рассказал в интервью газете New York Times. Это первое интервью, которое новый президент дал после своего назначения. Он рассказал, что планируется создать официальный сайт IOR. Кроме того, банк будет издавать ежегодные отчеты и чаще контактировать с прессой. Он напомнил, что в течение многих лет Банк Ватикана зарабатывал дурную репутацию по своей собственной вине, поскольку слишком мало общался с внешним миром. Свою роль сыграли также «клеветнические», по словам Фрайберга, публикации в СМИ и любовь итальянцев к конспирологическим теориям. «Я не могу комментировать информацию по отдельным клиентам. Но я могу вам сказать, что я взял все имена, которые упоминались в прессе, и лично проверил информацию. Я не нашел в наших документах ни одного из этих людей. Ни этого босса мафии, ни того политика, ни Усамы бен Ладена. Ни у кого из них здесь нет счетов», – приводит американская газета слова фон Фрайберга.
По уставу, IOR должен финансировать благочестивые дела во всем мире, используя средства, поступающие в ватиканскую казну в виде пожертвований и доходов от разного типа коммерческой деятельности (продажа книг и предметов культа, плата за участие в паломничествах и т.д.). Но через IOR проходят миллиарды евро и долларов, часто без всякого контроля и без всякой прозрачности, до того что за последние годы, как подозревают, этот банк стал центром всевозможных финансовых махинаций и даже отмывания денег мафии, итальянской и международной.
Другой аспект ватиканской жизни, который всегда вызывал острую критику, – секретность. Конечно, многое зависит от Папы Римского, который в данный момент держит в руках бразды правления. Максимум тайн, секретов, заговоров и интриг был достигнут при Папе Пии XII. Предполагаемая «любовь» итальянцев к конспирологии тут ни при чем. Только сравнительно недавно дела стали продвигаться в сторону большей гласности и прозрачности.
Однако существовала организация, в которой секретность соблюдалась особенно строго, – это как раз Институт религиозных дел. Эта таинственность сохранилась и, возможно, усугубилась при Иоанне Павле II. Известно, например, что Папа Войтыла финансово помогал из ватиканских средств польскому независимому профсоюзу «Солидарность» и его лидеру Леху Валенсе. Это делалось в порядке борьбы против «тоталитарной коммунистической власти», но до сих пор не выяснено, откуда брались эти деньги и какими путями доставлялись в Польшу. Этот период совпал с перипетиями тесно связанного с Ватиканом итальянского банкира Роберто Кальви, который в 1982 году был найден повешенным при таинственных обстоятельствах в Лондоне под одним из мостов над Темзой. Но, несмотря на эти «досадные» происшествия, тайна ватиканского банка неукоснительно соблюдалась, словно тайна исповеди.
Однако теперь, кажется, что-то меняется. На престоле Святого Петра восседает новый Папа. Хорхе Марио Бергольо с момента своего избрания начал подавать недвусмысленные сигналы. Для начала он впервые в истории папства выбрал имя Франциск, чье символическое значение не стоит объяснять. Потом он отказался от пышных облачений, которые любил его предшественник Йозеф Ратцингер. И, наконец, он все еще живет не в роскошных покоях в Апостольском дворце, как все Понтифики до него, а в скромной ватиканской гостинице Святой Марты, где поселился с другими кардиналами во время недавнего конклава, из которого он вышел победителем.
Эти перемены не только косметические, но и существенные. Обновление началось как раз с Института религиозных дел и финансов крохотного, но могучего государства за Тибром. В начале октября, как упомянул в своем интервью граф фон Фрайберг, ватиканский банк обнародует первый в истории Святого Престола годовой отчет, подготовленный его Управлением финансовой информации (УФИ). Пока опубликованы только выдержки из отчета, которые занимают всего десять страниц и содержат крайне мало сведений о выполнении ведомством надлежащих надзорных функций. В частности, нет полных данных об общей сумме денег, хранящихся в сейфах банка. Такие данные, как уже сказано, будут опубликованы позднее. Однако генеральный директор IOR Паоло Чиприани заявил 28 мая, что в 2012 году прибыль Института составила примерно 86,6 млн. евро – против приблизительно 69 млн. среднегодовой выручки в течение 2009–2012 годов. Что же касается контрольной деятельности УФИ, в отчете отмечается, что от него было получено шесть сообщений о подозрительных внутренних транзакциях за 2012 год, два из которых были переданы в итальянскую прокуратуру для расследования. В 2011 году, наоборот, было зарегистрировано всего одно подобное сообщение.
Управление финансовой информации Святого Престола учреждено Папой Бенедиктом XVI в конце 2010 года. Его основная задача – контроль и надзор за денежно-кредитной и коммерческой деятельностью учреждений Ватикана, в первую очередь – именно Института религиозных дел. Директор управления Рене Брульхарт подчеркнул, что Ватикан активизировал борьбу с отмыванием денег в соответствии с требованиями международного сообщества. Значит, для денег мафии, как бы они ни маскировались, больше не должно быть места на счетах ватиканского банка.
Итальянская прокуратура подозревает IOR в отмывании денег сицилийской мафии, в частности денежных средств ее последнего босса, скрывающегося от правосудия, Маттео Мессина Денаро, деньги которого якобы переводились на счета, открытые в ватиканском банке лицами духовного звания, как пишет Corriere della Sera. По данным газеты, в ходе обыска в доме и офисе бывшего президента ватиканского банка Этторе Готти Тедески, отправленного в отставку вследствие выраженного ему вотума недоверия, была обнаружена докладная записка, адресованная лично Папе Бенедикту XVI. В ней утверждалось, что подлинной причиной его, Готти Тедески, отставки является запрос информации о владельцах банковских счетов, не имеющих никакого отношения к Ватикану, – в частности политиков, дельцов, крупных строительных подрядчиков и высокопоставленных государственных служащих Италии. Помимо этого прокуратура города Трапани, в Южной Италии, начала расследование в отношении двух личных банковских счетов, открытых в ватиканском банке священником Нинни Треппьеди, бывшим казначеем местной епархии, ввиду неоправданно крупного оборота денежных средств. По мнению прокуратуры, священнослужитель легализовывал деньги того же беглого босса Маттео Мессина Денаро. Тем не менее в июле 2012 года IOR успешно прошел первую проверку финансовой прозрачности, проводившуюся экспертной группой Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (Moneyval). Отчет Святого Престола о «работе над ошибками» по итогам проверки должен быть представлен регулятору уже в сентябре с.г.
Новый Понтифик Франциск уже встречался с сотрудниками ватиканского банка. Также состоялось совещание с иерархами Римской Курии, то есть ватиканской администрации. Оно прошло под лозунгом, сформулированным самим Папой Бергольо и звучавшим как хлесткий удар для чиновников в сутане: «Больше святости и меньше бюрократии». Он призвал своих «министров» прибегать к разумной экономии в повседневной деятельности разных церковных органов, в духе объявленного им принципа «Бедная Церковь для бедных людей».
|