Страны – не товар, но могут им стать, если руководство не может определиться со своими национальными интересами, или если частные интересы людей при власти преобладают над интересами государства.
В вопросе внешнеполитической интеграции украинское руководство пытается лавировать между Европейским Союзом и Таможенным союзом. В определенной степени такой тон дискуссии задает сама Россия.
Недавно в Chatham House состоялся разговор за круглым столом с чрезвычайным и уполномоченным послом и специальным представителем по правам человека, демократии и верховенства права министерства иностранных дел Российской Федерации Константином Долговым.
Я задала ему вопрос: «Каким образом Россия будет продвигать идею Таможенного Союза и Евразийского Союза в странах, где общественное мнение по интеграции разделено? И на каких ценностях создается это новое интеграционное объединение на постсоветском пространстве?».
В ответ российский дипломат вынул свой кошелек и показал мне 5-фунтовую купюру. «На прямой экономической выгоде для стран, которые когда-то имели общую инфраструктуру и жили в одной стране», ответил посол.
Все дело - в экономическом выигрыше. Звучит довольно просто, и без двойных толкований. Никаких требований относительно политических или экономических преобразований, никакого разговора о совместных Евроазиатских ценностях или демократии.
Сможет ли российское экономическое предложение заманить Украину в Таможенный, а со временем, и в Евразийский Союз?
По моему мнению, нет. И здесь есть несколько факторов, которые препятствуют России и Украине договориться сегодня.
Во-первых, низкий уровень доверия по соблюдению договорных обязательств между странами, в которых верховенство права носит весьма иллюзорный характер.
Во-вторых, тема интеграции с Россией поднимается в негативном контексте, а не в свете позитивной перспективы. Часто можно услышать, что Россия накажет Украину, если она откажется «интегрироваться». Среди перечня новых неудобств могут оказаться: усиление контроля за трудовыми мигрантами, запрет на ввоз товаров, повышение цены на газ, введение виз для украинских граждан, и другое.
В-третьих, украинскому бизнесу непросто конкурировать с российским в объединении, где Кремль будет устанавливать основные правила игры.
Создатели Таможенного союза, возможно, стараются повторить путь ЕС от договора по углю и стали до полноценного экономического и политического союза. Но Таможенный союз, который можно скорее назвать «Договором Нефти и Газа» либо лишен ценностного смысла, а значит, и будущего развития, или же несет в себе такую скрытую перспективу, с которой даже сегодняшнее руководство Украины не хочет себя связывать.
Поэтому, какую бы крупную купюру Россия не показывала Украине, цена вопроса на самом деле не экономическая, а политическая. А значит, требует изменения политических реалий, в первую очередь, внутри России.
Сегодня таких изменений никто не прогнозирует.
Перевод: Антон Ефремов.