Газета "Наш Мир" br>
Гуманитарный факультет Гарвардского университета, на протяжении
столетий считавшийся кузницей американских литераторов, теряет свою
популярность среди выпускников школ, которые озабочены отсутствием
востребованности дипломов этого профиля на стремительно меняющемся рынке
труда.
Согласно опубликованному в минувший четверг
университетскому отчету, гуманитарный факультет проводит очень активную
рекламную кампанию, призванную привлечь интерес студентов первого и
второго курсов, расширяет перечень междисциплинарных программ с целью
сохранения имеющегося контингента студентов, а также организует курсы
практической подготовки и стажировки специалистов с целью повышения
востребованности дипломов на рынке труда. Сейчас «наступило такое
время, когда творческая интеллигенция мало кому интересна, поэтому для
меня очень важно, чтобы мы, люди искусства и гуманитарии, умели находить
творческие и конструктивные способы пережить это время и приспособиться
к ситуации», - говорит декан факультета искусств и гуманитарных наук
Гарвардского университета Диана Соренсен (Diana Sorensen). Факультет
должен показать, в чем заключается наша работа, чтобы люди не думали,
что мы все время витаем в облаках». Среда, 5 июня 2012 года,
Кембридж, штат Массачусетс – второкурсник Шэннон Литл (Shannon Lytle)
позирует художнику, пишущему портрет. Литл изучает вычислительную
технику, отчасти из-за тех перспектив, которые сулит ему выбранная
специальность после окончания университета. На фоне
ужесточившейся экономической конкуренции, непропорционально высокого
спроса на выпускников с дипломами в области точных наук, растущей
стоимости обучения и денежной задолженности студентов, с подобными
проблемами столкнулись гуманитарные факультеты университетов и колледжи
искусств по всей стране. Согласно отчету, опубликованному
Институтом общественной политики Джорджтауна (Georgetown Public Policy
Institute) на основе данных за 2010-2011 годы, среди недавних
выпускников по специальности «английский язык и литература» уровень
безработицы составил 9,8%, среди выпускников, получивших дипломы по
философии и религиоведению – 9,5%, среди выпускников-историков – тоже
9,5%. Для сравнения: уровень безработицы среди недавних
выпускников в области химии составлял лишь 5,8%, а среди учителей
начальной школы – 5%. По подсчетам самих студентов, в 2010 году
лишь 7% выпускников колледжей по всей стране выбрали гуманитарные науки в
качестве профилирующих – это на 14% меньше, чем в 1966 году. В Гарварде
количество выпускников с гуманитарным образованием в 2012 году
сократилось по сравнению с 1954 годом с 36% до 20%. За последнее
десятилетие сокращение количества студентов Гарварда, изъявивших желание
изучать гуманитарные науки, было особенно заметным – на треть меньше
абитуриентов проявили интерес к этим наукам. 19-летний Шэннон
Литл из Йангстауна (Youngstown), штат Огайо, перешедший на второй курс
Гарвардского университета, решил изучать историю, но через несколько
месяцев, когда надо будет выбирать специализацию, он выберет
вычислительную технику. «Говорят, что надо заниматься тем, что
тебе нравится, - рассказывает Литл в перерыве между экскурсиями по
кампусу «Лиги плюща», которые он проводит в среду. – Но сейчас вроде бы
возникла сложная ситуация в экономике, и приходится думать, как
продержаться после окончания университета. Я лично не хочу заниматься
любимым делом, но при этом быть бездомным». Из-за ухудшения
перспектив трудоустройства в некоторых областях четыре
губернатора-республиканца выступили с призывом оказать финансовую
поддержку факультетам государственных университетов, сократившим набор
студентов, которые, по их мнению, не в состоянии готовить студентов с
учетом нужд рынка труда. «Если вы хотите изучать гендерные
проблемы, пожалуйста, поступайте в частное учебного учреждение, - сказал
в январе в своем радиоинтервью губернатор штата Северная Каролина
республиканец Патрик МакКрори (Patrick McCrory). – Но я не собираюсь это
субсидировать, если получив такое образование, человек не сможет найти
себе работу». Руководство учебных заведений и администрация
художественных и гуманитарных колледжей уже начали обучать
студентов-гуманитариев по-новому – с позиций профориентации. В
университете Уэйк Форест (Wake Forest University) в учебный план
включена программа подготовки к профессиональной карьере. По словам Энди
Чана (Andy Chan), вице-президента университета по вопросам личностного
роста, получения квалификации, организации и планирования карьеры,
теперь можно рассчитывать на то, что преподаватели смогут помочь
студентам подбирать учебные планы в соответствии с потребностями рынка
рабочих мест. «Мы учим каждого студента с максимальной
эффективностью повышать возможности дальнейшего карьерного роста уже с
первых дней пребывания в стенах университета», - рассказывает г-н Чан. В
Гарвардском университете, по словам директора Центра изучения
гуманитарных наук Хоми Бхабха (Homi Bhabha), студентов ориентируют на
рынок труда и на зарабатывание денег. Конечно же, это снижает энтузиазм
молодых людей», - признается профессор в очках в своем интервью, которое
он дал в заполненном книгами кабинете с видом на плотную стену
деревьев, растущих на территории университета. Как говорит г-н
Бхабха, он не придает особого значения тем отдельным критиками, которые
утверждают, что молодые люди должны выбирать для своей карьеры более
полезные профессии. «Думаю, это связано с тем, что у этих
критиков более примитивное и ограниченное представление о том, что важно
для общества, - говорит он. – Существуют такие профессии, причем, даже в
сфере бизнеса, в которых основную роль играют гуманитарные науки». И
действительно, слушая, как г-н Бхабха говорит об этом, понимаешь, что
перспективы для выпускников-гуманитариев довольно обнадеживающие. Как
утверждает г-н Бхабха, процент зачисления таких студентов на юридические
и медицинские факультеты высок, а в сфере бизнеса такие специалисты
весьма востребованы благодаря их способности критически мыслить и
выражать свои мысли в письменной форме. Как следует из доклада,
факультет гуманитарных наук Гарвардского университета некоторым образом
отстранился от рынка занятости, поскольку готовит скорее ученых, нежели
«по-настоящему образованных граждан» для обладающего широким кругозором
общества. Из доклада следует: «Те из нас, кто склонен ко всякого
рода критическим замечаниям и нападкам, должны признать, что в том, что
консерваторы боятся левацкого уклона учебных заведений, есть зерно
истины. И, учитывая то, как мы порой стараемся погасить интерес
студентов к гуманитарным наукам, у них создается впечатление, что
существуют некоторые идеи, которые выражать в аудиториях нежелательно».
|