Газета "Наш Мир" br>
Сегодня все чаще можно услышать такую мантру: Америка слабеет. И мало
где это кажется так верно, как в Латинской Америке. Этот регион больше
не считается «задним двором» Америки: напротив, эта часть света,
вероятно, никогда еще не была так едина и независима. Но такая точка
зрения не дает понять истинную природу влияния США в Латинской Америке –
и в других местах.
Правда, что внимание США к Латинской
Америке в последние годы уменьшилось. Президент Джордж Буш-младший был
более сосредоточен на своей «глобальной войне с терроризмом». Его
преемник Барак Обама, казалось, также мало думал об этом регионе, по
крайней мере, во время своего первого президентского срока. На
Саммите Америк в г. Картахена (Колумбия) в апреле 2012 г.
латиноамериканские лидеры чувствовали себя достаточно уверенно и
объединились, чтобы бросить вызов приоритетам США в регионе. Они
призвали США отменить эмбарго против Кубы, заявив о том, что из-за этого
испорчены отношения с остальными странами двух Америк, и делать больше
для борьбы с употреблением наркотиков на своей собственной территории с
помощью образования и социальной работы, а не с помощью поставок оружия
для борьбы с наркобаронами Латинской Америки – борьбы, которая, по
мнению всех, полностью проиграна. Верно и то, что
латиноамериканские страны преследуют значительное расширение своих
экономических связей с другими странами, помимо США. Китай в настоящее
время является вторым по величине торговым партнером Латинской Америки,
стремительно сокращая разрыв с США. Индия проявляет большой интерес к
энергетике региона, подписав уже несколько экспортных соглашений в
оборонной сфере. Иран укрепил свои экономические и военные связи,
особенно в Венесуэле. Аналогично этому в 2008 г. тогдашний
президент России Дмитрий Медведев назвал войну США с терроризмом
возможностью для создания стратегического партнерства с такими быстро
развивающимися странами, как Бразилия, а также с Боливарианским альянсом
для народов Америки (АЛБА) – блоком, инициатором создания которого
стала Венесуэла для противодействия политике США в регионе.
Энергетический гигант Газпром и военная промышленность страны возглавили
усилия Кремля с целью продемонстрировать способность России влиять на
соседей Америки, что стало прямым ответом на, как считается,
вмешательство США в дела собственного «ближнего зарубежья» России,
особенно Грузии и Украины. Однако было бы ошибкой рассматривать
расширение международных отношений Латинской Америки как начало конца
превосходства США. В отличие от ушедшей эпохи сверхдержав и порабощенных
народов, влияние США уже нельзя определять их способностью ставить и
свергать лидеров с помощью своих посольств. Верить в обратное – значит
игнорировать то, как международная политика изменилась за последнюю
четверть века. Этот континент, когда-то страдавший от военных
переворотов, медленно, но верно создает стабильные демократические
общества. Ответственное управление экономикой, программы по снижению
бедности, структурные реформы и повышение открытости для иностранных
инвестиций – все это помогло обеспечить годы низкого роста инфляции. В
результате этого, регион смог противостоять разрушительному воздействию
мирового финансового кризиса. США не только стимулировали эти
изменения, но и получили от них большую выгоду. Более 40% экспорта США в
настоящее время идет в Мексику и Центральную и Южную Америку,
являющиеся быстро растущими экспортными рынками США. Мексика является
вторым по величине американским иностранным рынком (на 2012 г.
оценивавшимся в 215 млрд долларов). Экспорт США в Центральную Америку
вырос за последние шесть лет на 94%, а импорт из данного региона вырос
на 87%. США также по-прежнему являются крупнейшим иностранным инвестором
данного континента. Наличие демократических, стабильных и все более
процветающих соседей, очевидно, помогает успешному преследованию
Америкой своих интересов. Данная новая реальность также требует
дипломатии другого типа – такой, которая признает разнообразие интересов
континента. Например, новая сильная держава, такая как Бразилия, хочет
больше уважения к себе на мировой арене. Обама совершил ошибку, отклонив
сделку 2010 г. касательно ядерной программы Ирана при посредстве
Бразилии и Турции (несмотря на свое первоначальное одобрение
переговоров). Другие страны также могут извлечь выгоду из усилий США по
содействию демократии и социально-экономическим связям, как показали
недавние визиты Обамы в Мексику и Коста-Рику. Торговые отношения
являются еще одним важным рычагом. Президент Чили Себастьян Пиньера
посетил в начале текущей недели Белый дом, чтобы обсудить, среди
прочего, создание Транс-Тихоокеанского партнерства – грандиозного
торгового соглашения, которое может включить в себя Новую Зеландию,
Сингапур, Австралию, Мексику, Канаду и Японию. Президент Перу Ольянта
Умала, как ожидается, посетит Белый дом на следующей неделе, а
вице-президент США Джо Байден планирует посетить Латинскую Америку
вскоре после этого. Важное значение имеют также язык и культура.
Учитывая чрезвычайный рост влияния латиноамериканцев в США, почти
немыслимо, чтобы Америка уступила свой уникальный статус в регионе Китаю
или России, не говоря уже об Иране. Те дни, когда с помощью
военных мускулов и политики свержений США могли поддерживать свое
влияние в Латинской Америке и в других частях света, ушли в прошлое.
Сегодня мировой державой может быть такое государство, которое может
объединить экономическую силу и массовую культуру с глобальной
инициативой на основе общности интересов. В этом отношении США находятся
в лучшем положении, чем любая другая держава, в особенности, когда дело
доходит до использования этих преимуществ в непосредственной близости
от Америки.
Шломо Бен-Ами – бывший министр
иностранных дел и министр внутренней безопасности Израиля. В настоящее
время вице-президент Международного центра мира в Толедо. Автор книги
«Шрамы войны, раны мира: израильско-арабская трагедия» (Scars of War,
Wounds of Peace: The Israeli-Arab Tragedy).
|