Газета "Наш Мир" br>
Мьянму наводнили мировые корпорации из Европы и США. На Всемирном
экономическом форуме, азиатском варианте Давоса, начавшегося 6 июня в
столице Нейпьидо, менеджеры компаний один за другим высказывались по
поводу своих надежд в отношении последнего неразвитого рынка в Азии. До
недавнего времени в отношении военного правительства Мьянмы действовали
экономические санкции со стороны Европы и Америки, но корпорации
действуют намного оперативнее.
«У Мьянмы есть возможности для невероятного роста» (Гендиректор компании Pepsico, США). «У
меня часто спрашивают, не слишком ли рано для развития, но мой ответ -
однозначное нет» (вице-президент General Electric, США). Азиатский
Давос «Всемирный экономический форум по Восточной Азии впервые проходит
в Мьянме, которая в течение долгих лет была изолирована военным
правительством. Это дает надежды на значительные перемены в стране. 4
июня, за день до официального открытия форума, американская компания
Coca-Cola провела церемонию открытия своего завода по производству
напитков в крупнейшем городе страны Янгоне. Гендиректор компании Кент
выглядел взволнованным во время приветственной речи: «Это историческое
событие. Эта прекрасная страна вернулась к миру спустя 60 лет». Бизнес
компании Coca-Cola в Мьянме был долгие годы заморожен, но в сентябре
прошлого года продажи были возобновлены. После этого в списке стран, в
которых продукты компании не продаются по официальным каналам, остаются
только Северная Корея и Куба. США и Европа, уделявшие внимание
проблеме нарушения человеческих прав военным правительством Мьянмы,
начиная с 1990-х годов, ввели и ужесточили экономические санкции,
ограничивающие торговлю и инвестиции. Практически все развитые компании
ушли из страны. Однако как только правительство, пришедшее к власти в
2011 году, запустило демократические реформы, Запад сразу же ослабил
ограничения, а среди корпораций начались гонки по выходу на рынок
Мьянмы. Американские и европейские компании одна за другой
продвигают на развивающийся рынок свои товары: PepsiСo прохладительные
напитки, General Electric лизинг пассажирских самолетов, Ford Motors
грузовики пикапы, Heineken и Carlsberg свое пиво. Экономические
лидеры Мьянмы прояснили, что сразу после прихода к власти текущего
руководства, «они проводили секретные исследования рынка вместе с
представителями компаний различных сфер деятельности». Отношение к Японии ВВП
на душу населения Мьянмы за 2012 год составило 834 доллара. Это одна из
наибеднейших стран Азии. При этом страна с 60-миллионным населением
богата природными ресурсами, сильной стороной является и дешевизна
рабочей силы, которая стоит в шесть раз ниже, чем в Китае. Американская
консалтинговая компания McKinsey в конце прошлого месяца представила
прогноз, по которому ВВП Мьянмы составит 200 миллиардов долларов к 2030
году, что будет в четыре раза больше показателей за 2010 год. Этот рынок
привлекает всеобщее внимание и в качестве рынка потребления, и в
качестве производственной базы. Японские предприятия тоже
торопятся с выходом на этот рынок. За последний год количество японских
членов Палаты торговли и промышленности увеличилось в два раза, а в
конце прошлого месяца количество компаний перевалило за 100. Однако
количество японских производств с действующими заводами составляет всего
несколько десятков, например, возобновивший работу в конце прошлого
месяца маленький завод Suzuki мощностью всего сто автомобилей в месяц.
Большинство компаний ведут подготовительные работы и только открыли свои
представительства с командированными работниками. Питающий
большие надежды в отношении японских корпораций председатель союза
текстильных производств считает: «Япония играет огромную роль в обучении
наших кадров. Хотелось бы и дальше расширять эту поддержку». Хотя
такие же надежды связаны и с Западом. Глава союза Палаты торговли и
промышленности Мьянмы, коснувшись особенных отношений с Японией, которая
была крупнейшим помощником Мьянмы до 1980-х годов, сказал следующее:
«Если это будет во благо Мьянмы, то мы готовы принять инвестиции из
различных государств».
Действия американских и европейских компаний по продвижению на рынок Мьянмы:
Coca-Cola (США) Возобновление продаж в сентябре 2012 года. В последнее время запущены два завода. PepsiСo (США) В ноябре 2012 года объявлено о строительстве завода по производству напитков. General Electric (США)
После
июля 2012 года были закуплены газовые турбины для электрогенераторов и
подписан контракт по лизингу малогабаритных пассажирских самолетов.
Ford Motors (США) Запущена продажа автомобилей в мае 2013 года. Hilton Worldwide (США) В 2014 году откроется отель на 300 комнат. Heineken (Голландия) Пивной завод будет запущен в 2014 году. Uniliver (Великобритания, Нидерланды) В мае 2013 года объявлено о строительстве завода. Accor (Франция) Открытие трех отелей до 2015 года.
|