Газета "Наш Мир" br>
Идея о том, что счастье за деньги не купишь, уже давно считается
всего лишь мифом. Богатые страны счастливее бедных. Богатые люди,
живущие в богатых странах, тоже счастливее бедных. Доказательства
бесспорны: деньги делают нас счастливыми. Вам просто нужно понять, как
ими пользоваться.
Так что нужно делать с деньгами? Перестаньте
покупать все подряд, как сказал мне психолог Дэниэл Гилберт (Daniel
Gilbert) во время своего интервью несколько лет назад, и постарайтесь
тратить деньги так, чтобы приобрести новый опыт. «Мы часто считаем, что
новые впечатления доставляют радость, но что после них ничего не
остается, - сказал он. – Однако именно в этом и заключается их
преимущество». Для большинства людей, за исключением Сартра, счастье
кроется в других людях, а новые впечатления – это как раз то, чем мы
делимся с другими: сначала мы делаем это в тот момент, когда испытываем
нечто новое, затем – когда снова и снова рассказываем о своем опыте
нашим друзьям. С другой стороны, материальные объекты со временем
стареют и становятся ненужными. Если вам очень нравится тот или иной
коврик, вы, возможно, его купите. Поначалу, когда вы будете смотреть на
него, вы будете восхищаться им и чувствовать себя счастливым. Но со
временем он станет для вас просто ковриком. Попробуйте вспомнить, когда в
последний раз старые предметы мебели приводили вас в восторг. Лично у
меня этого сделать не получается. Мои чудесные комнатные растения со
временем утратили свою прелесть. «Психологи называют это привыканием,
экономисты – уменьшением маржинальной полезности, а остальные - браком»,
- написал Гилберт в своей книге под названием «Stumbling on Happiness»
(«Столкновение со счастьем»). Однако существует еще одна причина,
по которой именно объекты, а не впечатления, приносят нам разочарование.
Для большинства материалистически настроенных людей в самом акте
покупки может скрываться нечто скучное и даже внушающее разочарование. «Материалисты
чаще склонны сорить деньгами и, следовательно, сталкиваться с
кредитными проблемами, вероятно, из-за своей уверенности в том, что
покупки сделают их более счастливыми и смогут существенно изменить их
жизнь к лучшему», - утверждает Марша Ричинс (Marsha L. Richins) из
университета Миссури в своей статье под названием «When Wanting Is
Better Than Having» («Когда ожидание приносит больше радости, чем
обладание»), опубликованной в июне журнале Journal of Consumer Research.
Авторы этих независимых исследований пришли к выводу, что материалисты
ощущают себя гораздо более счастливыми людьми, мечтая о той или иной
покупке, чем уже после приобретения той вещи, которую им хотелось
купить. «У материалистов предвкушение покупки стимулирует
мгновенные приливы счастья, и, поскольку они зачастую много думают о
предстоящей покупке, подобные мысли вполне могут приводить к улучшению
настроения, - пишет Ричинс, - между тем положительные эмоции, связанные
непосредственно с покупкой, исчезают довольно быстро. Хотя после акта
покупки вещи материалисты все еще испытывают положительные эмоции, эти
эмоции уже не такие сильные, как те, которые предшествовали покупке». Таким образом, впечатления - даже банальный акт покупки того или иного продукта - делают нас более счастливыми, чем вещи. Вывод
о том, что, оплачивая вещь, мы испытываем меньшее удовлетворение, чем
предвкушая ее приобретение, не стоит путать с идеей о том, что покупка
вещей делает нас несчастными. Вам вряд ли удастся найти исследование,
доказывающее, что «шопинг-терапия» не приносит результатов: большинство
экспертов считают, что прогулка по торговому центру, совершенная в
подходящее для этого время, вполне может поднять человеку настроение. Но
если Гилберт и Ричинс правы, то основная и наиболее эффективная
составляющая этой терапии – это то, что происходит с человеком до кассы.
Вам вовсе не обязательно влезать в долги, чтобы получить эмоциональное
удовлетворение от материализма. В своей колонке «The Death of
Salesmen» («Смерть продавцов»), опубликованной в июне в The Atlantic, я
пришел к выводу о том, что торговое пространство, как правило, поделено
между магазинами, устанавливающим максимально низкие цены в попытке
привлечь потребителей с низким уровнем доходов, и магазинами,
предлагающими впечатления, доступные более состоятельным покупателям.
Возможно, интуитивно владельцы этих магазинов и их клиенты понимают
выводы исследования Ричинс. Когда мы идем за покупками – не за теми
вещами, которые нам нужны, а за теми, о которых мы просто мечтаем –
по-настоящему счастливыми нас делают именно впечатления, которые мы
получаем во время похода в магазин.
|