Идея о том, что счастье за деньги не купишь, уже давно считается всего лишь мифом. Богатые страны счастливее бедных. Богатые люди, живущие в богатых странах, тоже счастливее бедных. Доказательства бесспорны: деньги делают нас счастливыми. Вам просто нужно понять, как ими пользоваться.
Так что нужно делать с деньгами?
Перестаньте покупать все подряд, как сказал мне психолог Дэниэл Гилберт (Daniel Gilbert) во время своего интервью несколько лет назад, и постарайтесь тратить деньги так, чтобы приобрести новый опыт. «Мы часто считаем, что новые впечатления доставляют радость, но что после них ничего не остается, - сказал он. – Однако именно в этом и заключается их преимущество». Для большинства людей, за исключением Сартра, счастье кроется в других людях, а новые впечатления – это как раз то, чем мы делимся с другими: сначала мы делаем это в тот момент, когда испытываем нечто новое, затем – когда снова и снова рассказываем о своем опыте нашим друзьям.
С другой стороны, материальные объекты со временем стареют и становятся ненужными. Если вам очень нравится тот или иной коврик, вы, возможно, его купите. Поначалу, когда вы будете смотреть на него, вы будете восхищаться им и чувствовать себя счастливым. Но со временем он станет для вас просто ковриком. Попробуйте вспомнить, когда в последний раз старые предметы мебели приводили вас в восторг. Лично у меня этого сделать не получается. Мои чудесные комнатные растения со временем утратили свою прелесть. «Психологи называют это привыканием, экономисты – уменьшением маржинальной полезности, а остальные - браком», - написал Гилберт в своей книге под названием «Stumbling on Happiness» («Столкновение со счастьем»).
Однако существует еще одна причина, по которой именно объекты, а не впечатления, приносят нам разочарование. Для большинства материалистически настроенных людей в самом акте покупки может скрываться нечто скучное и даже внушающее разочарование.
«Материалисты чаще склонны сорить деньгами и, следовательно, сталкиваться с кредитными проблемами, вероятно, из-за своей уверенности в том, что покупки сделают их более счастливыми и смогут существенно изменить их жизнь к лучшему», - утверждает Марша Ричинс (Marsha L. Richins) из университета Миссури в своей статье под названием «When Wanting Is Better Than Having» («Когда ожидание приносит больше радости, чем обладание»), опубликованной в июне журнале Journal of Consumer Research. Авторы этих независимых исследований пришли к выводу, что материалисты ощущают себя гораздо более счастливыми людьми, мечтая о той или иной покупке, чем уже после приобретения той вещи, которую им хотелось купить.
«У материалистов предвкушение покупки стимулирует мгновенные приливы счастья, и, поскольку они зачастую много думают о предстоящей покупке, подобные мысли вполне могут приводить к улучшению настроения, - пишет Ричинс, - между тем положительные эмоции, связанные непосредственно с покупкой, исчезают довольно быстро. Хотя после акта покупки вещи материалисты все еще испытывают положительные эмоции, эти эмоции уже не такие сильные, как те, которые предшествовали покупке».
Таким образом, впечатления - даже банальный акт покупки того или иного продукта - делают нас более счастливыми, чем вещи.
Вывод о том, что, оплачивая вещь, мы испытываем меньшее удовлетворение, чем предвкушая ее приобретение, не стоит путать с идеей о том, что покупка вещей делает нас несчастными. Вам вряд ли удастся найти исследование, доказывающее, что «шопинг-терапия» не приносит результатов: большинство экспертов считают, что прогулка по торговому центру, совершенная в подходящее для этого время, вполне может поднять человеку настроение. Но если Гилберт и Ричинс правы, то основная и наиболее эффективная составляющая этой терапии – это то, что происходит с человеком до кассы. Вам вовсе не обязательно влезать в долги, чтобы получить эмоциональное удовлетворение от материализма.
В своей колонке «The Death of Salesmen» («Смерть продавцов»), опубликованной в июне в The Atlantic, я пришел к выводу о том, что торговое пространство, как правило, поделено между магазинами, устанавливающим максимально низкие цены в попытке привлечь потребителей с низким уровнем доходов, и магазинами, предлагающими впечатления, доступные более состоятельным покупателям. Возможно, интуитивно владельцы этих магазинов и их клиенты понимают выводы исследования Ричинс. Когда мы идем за покупками – не за теми вещами, которые нам нужны, а за теми, о которых мы просто мечтаем – по-настоящему счастливыми нас делают именно впечатления, которые мы получаем во время похода в магазин.