Русская православная церковь всего в нескольких кварталах от Эйфелевой башни должна была стать достойным завершением карьеры архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского, пишет журналист The Wall Street Journal Дэвид Готье-Виллар. Однако в марте он получил письмо из Управления делами президента России, в котором говорилось, что контракт с ним расторгнут, поскольку французские власти не одобрили предложенный им проект.
Нуньес-Яновский родился в СССР и всегда дорожил сотрудничеством с Кремлем, несмотря на то, что его отец, бежавший от диктатуры Франко, при Сталине был сослан в лагеря, говорится в статье. Чувствуя себя оскорбленным, испанский мастер начал судебную войну против России, Франции и мэра Парижа.
"Это битва Давида с Голиафом, - признает автор проекта. - Но я хочу вернуться в проект. Моя церковь должна стоять на берегу Сены".
"Наступление архитектора стало последней главой в саге о том, как Россия всем правдами и неправдами пытается вести строительство в одной из самых неприкосновенных архитектурных зон Парижа, - говорится в публикации. - Церковь оказалась втянута в политические игры: правоцентрист Саркози поддерживал ее возведение, а мэр Парижа социалист Бертран Деланоэ упирался".
Все началось в 2007 году, когда патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ходе визита во Францию высказал пожелание о строительстве в Париже православного храма, напоминает автор статьи. В 2010 году Россия приняла участие в аукционе и купила участок земли на левом берегу Сены за 60 млн евро.
В том же году был организован конкурс на лучший проект русского православного центра, победителем которого был признан Нуньес-Яновский, продолжает Готье-Виллар. Впрочем, замысел испанского архитектора вскоре подвергся резкой критике: мэр Парижа Деланоэ назвал его "посредственным архитектурным проектом, разработанным в спешке".
В мае 2012 года Саркози проиграл на выборах кандидату от Социалистической партии Франсуа Олланду, однако в ходе личной встречи с Путиным новоизбранный президент Франции заверил российского коллегу в поддержке его начинания, сообщается в публикации. Помощники Олланда впоследствии пояснили, что глава государства имел в виду сам факт строительства и не собирается вмешиваться в технические вопросы.
В ноябре посол России во Франции Александр Орлов заявил, что Россия отзывает заявку на строительство, поскольку у французских ведомств возникли "технические опасения".
Оскорбленный Нуньес-Яновский подал гражданские иски против российского правительства и мэра Деланоэ, а также уголовный иск против министра культуры Франции Орели Филипетти, обвинив ее в превышении полномочий.
В Управлении делами президента России претензии архитектора назвали необоснованными. "В данный момент мы работаем над проектом, который удовлетворил бы все стороны", - отметил представитель ведомства.
Ранее представители РПЦ также нелестно высказывались о дизайне храма. В прошлом году в интервью православному изданию "Крестовский мост" архиепископ Егорьевский Марк заявил, что стеклянная структура, символизирующая покров Богородицы, напоминает ему "задравшуюся юбку балерины".
В настоящее время проектом занимается французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт, сообщает журналист. Он намерен сохранить пять куполов, но отказаться от стеклянного "покрова".
В будущем Вильмотту предстоит решить непростую задачу - найти правильный оттенок для куполов, отмечает автор статьи. Они должны быть достаточно блестящими, чтобы привлечь прихожан, но в то же время не должны раздражать нерелигиозных парижан.
В написании данной статьи приняла участие Нонна Фоменко
The Wall Street Journal