90% всех аварий происходит вследствие ошибок в действиях человека. Поэтому автомобильные концерны работают над полностью автоматизированными автомобилями. Эксперты исходят из того, что они должны появиться через десять лет. А готово ли к этому общество?
Путешествие в будущее совершается сегодня в автомобиле VW Passat. На испытательном полигоне поставщика комплектующих Conti недалеко от Ганновера, плавно и элегантно огибая переулки из дорожных знаков, движется автомобиль, и при этом никто не нажимает на педаль газа, тормоза, и никто не дотрагивается до рулевого колеса. На месте водителя сидит инженер компании Conti Штефан Хегеман (Stefan Hegemann), однако он лишь наблюдает за работой системы. Сегодня ему не пришлось вмешиваться. Путешествие в будущее протекает без всяких проблем.
После прохождения имитируемого участка ремонтных работ на автобане Хегеман увеличивает скорость, и автомобиль марки VW стремительно разгоняется на испытательном треке. И вдруг появляется Отто. Участвующий в краш-тестах манекен с таким именем с помощью лебедки неожиданно возникает на дороге с левой стороны. Сцена ужаса для любого водителя, поскольку на месте Отто может оказаться ребенок. Однако с манекеном ничего не происходит - VW Passat мгновенно его объезжает и также быстро вновь возвращается в свой ряд.
После того как другие участники теста пришли в себя, один из них говорит Хегеману: «Когда вместо Отто там окажется один из вас, тогда можно будет говорить, что эта техника, наконец, полностью готова к серийному производству».
«До возможности осуществления полностью автоматизированных поездок на автомобиле нужно еще провести большое количество исследований, - подчеркивает Альфред Эккерт (Alfred Eckert), возглавляющий работу над моделями будущего в компании Conti. Однако все сенсоры, радары, камеры и программное обеспечение системы, необходимые автомобилю для независимого движения, взяты из серийного производства.
Поэтому Эккерт считает, что автомобили уже через десять лет будут двигаться в автоматическом режиме без контроля со стороны водителя. Это, конечно же, весьма смелый прогноз. Однако в нем отражаются те амбиции, с которыми вся эта отрасль проводит работы по данной тематике. Крупнейшие компании – Bosch, BMW, Mercedes, Audi – упорно работают над созданием сверхумного автомобиля. И впереди всех здесь интернет-компания Google.
Поэтому создается впечатление, что появление автономных автомобилей - просто вопрос времени. Однако решение подобной задачи представляет собой не только вызов для инженеров, но и затрагивает интересы почти каждого из нас. Ведь в будущем все, кто имеют права или желают их получить, должны будут подумать о распределении власти в автомобиле и ответить на вопрос: какое количество решений я готов передать технике в процессе движения?
Подобные вопросы возникают в связи с использованием боевых беспилотников, а также в торговле акциями
«Нам предстоит провести серьезную дискуссию относительно того, насколько автономным мы хотим иметь автомобиль», - говорит Маркус Маурер (Markus Maurer) с факультета автоматизации Брауншвейгского технического университета. Этот ученый хорошо себе представляет, с каким возможностями, а также с какими проблемами приходится сталкиваться, занимаясь этой темой: вот уже три года он участвует в работе над проектом, в ходе которого полностью автоматизированный автомобиль уже появляется в городском трафике Брауншвейга.
По мнению Маурера, дискуссии, вращающиеся вокруг темы машины и мораль, уже проводятся. Например, это происходит в случае с беспилотниками, которые управляются издалека и выполняют смертоносные миссии. А также по поводу автоматизированной торговли на бирже, когда миллионные суммы перемещаются на основе заложенных в систему алгоритмов. «Но эти дебаты еще не находятся в центре всеобщего внимания», - говорит он.
Однако легко себе представить, как будет восприниматься вопрос об автоматике, когда речь уже больше не будет идти о войне или об акциях, то есть о таких темах, которые для многих людей либо слишком далеки, либо слишком непрозрачны, и вместо этого в центре внимания окажется автомобиль – «самый любимый ребенок» немцев.
И тогда уже в ходе дискуссии буду обсуждаться большие деньги, а также вопросы жизни и смерти. В конечном итоге, как считают эксперты дорожного движения, около 90% всех аварий происходит из-за человеческого фактора – как раз это и должно быть исключено с помощью введения новых систем. Сотрудники компания Conti с большим восторгом относятся к автоматизированным поездках на автомобиле и уже говорят о «нулевой концепции: (Vision zero) – ноль аварий, ноль получивших ранения, ноль погибших».
Кто несет ответственность, если автономный автомобиль сбил человека?
Ответ на этот вопрос знает главный разработчик компании Conti Альфред Эккерт. И поскольку отказ техники предсказуем, он требует от политиков, чтобы они уже сейчас начали заниматься подобными сценариями. Ключевым вопросом в данном случае является переход от частично автоматизированного к почти полностью автоматизированному движению, когда водитель уже больше не должен будет контролировать систему, а получит возможность, сидя в автомобиле, читать газету.
«Должно быть ясно, кто несет ответственность в случае аварии», - подчеркивает Эккерт. Без ответа на этот вопрос подобная система, по его мнению, будет представлять очень большой риск для производителя. Но в настоящее время в Германии пока еще не существует единых требований относительно того, при каких условиях соответствующая техника может быть допущена к испытаниям.
Хотя Маркус Маурер, не затратив больших средств, и получил от занимающейся техническим надзором и сертификацией компании TUV Nord разрешение для реализации своего проекта в Брауншвейге, тем не менее испытательные поездки там можно проводить только на строго установленных маршрутах внутри города.
Поэтому такие немецкие производители как Conti и Audi перемещаются туда, где и компания Google проводит испытания своих автономных автомобилей – в американские штаты Калифорния и Невада. При соблюдении определенных правил там можно проводить тестовые поездки по всем общественным улицам. «Получить там разрешение намного проще, чем у нас», - констатирует Эккерт.
В ответ на запрос редакции SPIEGEL ONLINE Федеральное министерство транспорта сообщило о том, что в настоящее время создается рабочая группа, «которая будет заниматься вопросами автоматизированного движения на автомобиле».
Помимо самого министерства, в ее работе будут участвовать Союз автомобильной промышленности (VDA), а также автомобильный клуб ADAC. «Дополнительная информация пока не может быть предоставлена», - сообщалось в ответе министерства.
Это надо самому почувствовать
Наиболее обстоятельно на государственном уровне этой проблемой пока занимается Федеральное дорожное ведомство (BASt). В прошлом году созданная там проектная группа подготовила доклад о «Правовых последствиях растущей автоматизации транспортных средств». Там содержатся определения четырех уровней автоматизации: комбинированный, частично автоматизированный, автоматизированный в высокой степени и полностью автоматизированный.
«Первые два уровня соответствуют существующим в настоящее время правовым требованиям, - подчеркивает руководитель проекта Том Гассер (Tom Gasser), «поскольку водитель при этом наблюдает за тем, что происходит». Это означает, что таким образом гарантируется выполнение первого параграфа Правил дорожного движения (StVO). Там говорится дословно: «Участие в городском движении требует постоянного внимания и взаимного уважения».
Однако уровни 3 и 4, как отмечается в ответе Федерального дорожного ведомства, «в настоящее время не соответствует правилам поведения, поскольку находящийся в машине водитель не выполняет своих обязанностей в том случае, если он полностью полагается на автоматическую систему». Это и есть основной вопрос, упомянутый сотрудником компании Conti Эккертом.
«Остаточные риски сохранятся»
Маркус Маурер также работал над составлением доклада Федерального дорожного ведомства. Как и большинство других экспертов, он убежден в том, что продолжающаяся автоматизация сделает поездку на автомобиле более безопасной. Но даже если когда-нибудь техника окажется на должном уровне, это не решит проблему в целом. «Сохранятся остаточные риски, - подчеркивает исследователь. – Поэтому предварительно должен быть достигнут консенсус относительно условий автоматизированного движения на автомобиле».
Если говорить открытым текстом, то это означает: мы должны подготовиться к тому, что автоматизированный автомобиль в какой-то момент может сбить человека. До того времени обществу должно быть понятно, кто в таком случае берет на себя риски, и, кроме того, должна существовать уверенность в том, что с введением новой системы будет предотвращено большое количество аварий».
Том Гассер из Федерального дорожного ведомства настроен оптимистично относительно силы убеждения, имеющейся в распоряжении самой техники. «Высокая степень автоматизации и полная автоматизация не свалятся нам так просто на голову, - утверждает он. – Это будет постепенный процесс. Чем шире будут распространяться подобные технологии, тем больше человек будет доверять машинам, считает Том Гассер. «Если люди сами убедятся в преимуществах автоматизированного движения на автомобиле, то они тогда не будут возражать против новой техники», - добавляет он.