Группа канадских ученых недавно представила результаты исследования устойчивости воспоминаний. В частности, они выявили удивительный факт: увеличение числа нейронов, которое происходит при развитии ребенка до трехлетнего возраста, влечет за собой изменение памяти.
Atlantico: Группа канадских ученых недавно представила результаты исследования воспоминаний. Увеличение числа нейронов, которое происходит во время развития ребенка до трех лет, влечет за собой изменение памяти. Что означают эти выводы?
Даниэль Жерар: Эта работа представляет интерес, потому что открывает новые факты работы памяти. Проведенные опыты касаются особой формы памяти, запоминания моторных навыков (так называемая процедурная память): ее нельзя приравнивать к детской амнезии, которая является декларативной памятью и сильно зависит от языка. Как бы то ни было, у этих разных типов памяти действительно прослеживаются схожие черты.
Фрейд был прав по меньшей мере в том, что память представляет собой активный, динамический и нестабильный процесс, который в частности объясняет неустойчивость фактических воспоминаний у маленьких детей. Как нам известно, психотерапия не позволяет получить доступ к вытесненным детским воспоминаниям: это подтверждается с экспериментальной точки зрения и начинает моделироваться в нейробиологии. Тем не менее, это не означает, что у нас не остается эмоциональных следов.
Кроме того, нам известно, что обучение навыкам в раннем возрасте необходимо регулярно повторять, так как в противном случае они будут утеряны. Считается, что через 48/72 часа дети теряют большую часть полученной информации. К 5-7 годам ситуация намного улучшается, однако у некоторых детей нечто подобное наблюдается и до 10-11 лет (аргумент в пользу введения пятидневной учебной недели и сокращении каникул в школах…).
Что касается нейробиологии, мозг ребенка еще далеко не завершен (этот процесс подходит к концу в 22 года у девочек и в 24 года у мальчиков). Там происходит развитие нейронов (это называется нейрогенез) в определенных зонах и в первую очередь в гиппокампе, который играет важнейшую роль в запоминании новой информации. Задача по хранению сведений распределяется по всему мозгу.
В целом, развивающийся мозг обычно теряет нейроны и в первую очередь существующие между ними связи. Учиться - значит отбирать нейроны и стабилизировать связи для выполнения заданной функции. «Учиться - значит разрушать», - говорил Шанже.
Работа канадских ученых говорит о том, что обучение молодых мышей проходит намного хуже, пока в гиппокампе идет процесс нейрогенеза. Если нейрогенез останавливается, то полученные навыки сохраняются дольше. Все выглядит так, что при нейрогенезе нейронная сеть становится слишком нестабильной (и легковозбуждаемой) для длительного хранения полученной информации.
В любом случае, существует множество других важнейших нейробиологических факторов, которые могут помочь понять причины детской амнезии. В частности это касается развития миелина (окружающее нейронное волокно жидкое вещество, которому принадлежит ключевая роль в скорости передачи информации). Этот миелиногенез затрагивает всю кору головного мозга, переходит от одной зоны к другой вплоть до конца подросткового возраста.
- Как воздействует нейрогенез на наши детские воспоминания? К воспоминаниям до трехлетнего возраста нужно относиться предельно осторожно? А что насчет остальных?
- Все воспоминания человека о самом себе до трехлетнего возраста обычно быстро стираются. У нас остается лишь эмоциональный след, который не связан со зрительными образами. Возможно, что некоторым детям, у которых процесс взросления идет быстрее, чем у других, удается сохранить отдельные воспоминания до трех лет, но это скорее исключения из правила. Начиная с 7-8 лет воспоминания, судя по всему, уже надежны с точки зрения пространственного окружения и чуть меньше с точки зрения временной структуры.
- Какие еще факторы могут объяснить отсутствие четких воспоминаний о нашем детстве?
- Чтобы запомнить что-то, его нужно для начала осознать. Тем не менее, чувственное восприятие у маленького ребенка совершенно не такое как у взрослого.
Второй фактор касается внимания: запоминание идет гораздо эффективней при сосредоточении. С вниманием связано множество процессов, которые развиваются постепенно, в первую очередь начиная с 10-летнего возраста. Эти процессы гораздо сильнее варьируются на протяжении дня, чем у взрослого, и долгое время обусловливаются качеством сна ребенка.
Язык и развитие когнитивных функций в целом (рабочая память, способность к абстракции, концептуализация…), безусловно, также являются важными факторами эффективности памяти.
Наконец, нельзя не отметить роль эмоционального фактора: чувства и страхи могут отразиться на восприятии и коренным образом изменить воспоминания, причем не только у ребенка. Но взрослый в принципе лучше управляет эмоциями.
- С учетом всех этих результатов, можно ли доверять словам детей, прежде всего в юридическом контексте?
- Условия получения сведений от ребенка во многом определяют их достоверность. Воспоминание будет тем надежнее, чем быстрее расспросить ребенка после события. Тем не менее, на ребенка очень легко повлиять: он намного легче скажет «да» авторитетной фигуре (полицейский и т.д.). Кроме того, он не может так просто сказать того, о чем не знает. Следователей учат формулировать открытые вопросы и не напирать на явные противоречия в рассказе ребенка. Ребенок не должен бояться ошибиться, когда говорит. Достоверность его воспоминаний предстоит оценить взрослым, судьям и экспертам, однако такой опыт опасен, и ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя виноватым. И наоборот, дети должны быть готовы к тому, что их слова будут восприняты не так, как они себе это представляют или как им хочется.
В любом случае, до трехлетнего возраста ни о какой достоверности говорить не приходится. До пяти лет к рассказу ребенка нужно подходить с большой осторожностью. Далее решающую роль в оценке правдивости его слов будут играть личные факторы (психологическое и умственное развитие) и условия восприятия.
Даниэль Жерар (Daniel Gérard), специалист по детской психиатрии