Обычно само собой разумеющимся считается то, что по мере достижения обществом более высокого уровня промышленного и экономического развития оно становится все менее религиозным. Последние тенденции в Европе и США явно подтверждают эту мысль.
Но что это: изменение в мышлении людей или в манере их поведения? Этой теме посвятил свою последнюю работу социолог из Инсбрукского университета Йохен Хиршль (Йохен Хиршль). Он отмечает, что этот спор начался еще на заре социологии, когда Макс Вебер (Max Weber) выдвинул предположение, что развитие капитализма сопровождается победой рационального мышления над мистицизмом. А Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim) рассматривал религию в большей степени как социальное производное, считая, что с появлением рынка он заменил собой общественную роль религии.
Хиршль проанализировал данные из 13 европейских стран за период с 1970 по 2009 год по посещаемости церкви и опросы людей по их личным религиозным убеждениям. (В прошлый раз, когда я написал о сравнительном исследовании стран, основанном на данных опросов о ценностях, это вызвало небольшую и довольно мерзкую бурю в интернете – так что чувствуйте себя свободно и воспринимайте все это с той долей сомнения, какую вы считаете уместной.) Сравнивая эти данные с показателями ВВП, Хиршль обнаружил следующее:
При сравнении посещаемости храмов и экономического роста обнаружилась обратная зависимость. Однако соотношение ВВП и религиозных верований носит более сложный характер. В некоторых странах религиозные ценности ослабевают по мере роста ВВП (особенно во Франции, Люксембурге и Британии), однако связь с экономическим развитием в целом является более сдержанной. В шести из 13 стран (Бельгия, Дания, Греция, Ирландия, Италия и Нидерланды) изменения в религиозных убеждениях лишь минимально связаны с экономическим ростом. В Италии, Дании и Голландии в последние годы наблюдается даже небольшая тенденция роста религиозных убеждений. В Испании напротив, количество верующих с середины 1990-х годов явно сократилось.
Иными словами, люди вовсе необязательно становятся менее религиозными, когда их страны становятся богаче. Но они проводят гораздо меньше времени в церкви. Поскольку исследование охватывает только европейские и преимущественно христианские страны, у которых уже в 1970-е годы был довольно высокий уровень развития, видимо, не следует делать далеко идущие и общие выводы. И тем не менее, интересно задуматься над тем, что проблема с имиджем в Европе существует не у Бога, а у церкви.