Комитет по международным делам парламента Киргизии в понедельник одобрил денонсацию соглашения с США о размещении в бишкекском аэропорту Манас американской военной базы.
Окончательно судьба Центра транзитных перевозок будет решена на пленарном заседании парламента предположительно 19 июня. Учитывая, что соответствующий законопроект был спущен парламентариям исполнительной ветвью власти в лице правительства, вероятность того, что уже к лету следующего года США лишатся опорного пункта своего военного присутствия в «мягком подбрюшье» РФ, как никогда высока. К тому же, за денонсацию соглашения выступили все парламентские фракции и профильные комитеты киргизского парламента.
Как пояснили в аппарате Верховного Совета республики, проект закона о денонсации соглашения был принят по причине «отсутствия необходимости дальнейшего функционирования объекта». Это, в свою очередь, объясняется выводом основной части воинского контингента США и их союзников из Афганистана, который должен состояться в течение ближайшего года. Напомним, международный аэропорт Бишкека был задействован для переброски сил международной антитеррористической коалиции в декабре 2001 года. В дальнейшем, авиабаза использовалась в качестве логистического узла для обеспечения операции «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана. Здесь базировались военнослужащие и техника нескольких стран-участниц коалиции, но преимущественно силы ВВС США. Появление на территории одного из членов ОДКБ «аэродрома подскока» для нужд коалиции НАТО стало раздражающим фактором в отношениях между Москвой и Бишкеком. И это несмотря на то, что вскоре Россия не просто открыла транспортный коридор для самолетов альянса, но и создала аналогичный транзитный центр для НАТО в Ульяновске.
Существование американской военной базы также провоцировало недовольство среди местного населения. Антиамериканские настроения обострились после серии инцидентов с военными США, которым в соответствии с межправительственным соглашением был предоставлен уголовный иммунитет на территории Киргизии. Первая попытка закрыть базу в Манасе в 2009 году, широко анонсированная прежним киргизским лидером Курманбеком Бакиевым, на поверку оказалась лишь политической многоходовкой. Договорившись о повышении арендной платы за эксплуатацию одиозного логистического объекта, власти Киргизии вместо обещанного закрытия ограничились простым переименованием базы в Центр перевозок. Это дало скептикам основания утверждать, что базе ВВС США в Манасе отведена роль «разменной монеты» в выстраивании многовекторных комбинаций по отношению к России и США. Однако, судя по тому, как развиваются события, преемник Бакиева Алмазбек Атамбаев как никогда близок к тому, чтобы занять определенную позицию в геополитической системе координат.
Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин не усматривает в решении киргизских парламентариев элементов торга или попыток «что-либо выцыганить» у США. Все привыкли, что когда представители Жогорку Кенеш ведут переговоры, в конечном итоге это сводится к банальному «дайте нам денег, и мы на этом успокоимся». Времена меняются. Для Алмазбека Атамбаева присутствие иностранных военных является дестабилизирующим фактором в плане внутриполитической ситуации.
«СП»:- А что касается российского военного присутствия?
- Ему дается прямо противоположная оценка. Оно рассматривает как фактор, способствующий стабилизации ситуации, в связи с чем присутствие военно-воздушных сил РФ в Канте весьма желательно для киргизских элит. Американская база в Киргизии является гораздо более раздражающим обстоятельством для местного населения. Хотя бы в силу количества ЧП, которые связаны с функционированием этой базы. Не случайно большинство соцопросов, проводимых в Кыргызстане, показывают, что эта база воспринимается как негативный фактор.
«СП»:- Готова ли Москва взять на себя ответственность за ситуацию в этой стране после ухода американцев?
- Я считаю, что американцы не уйдут полностью из Афганистана. Последние договоренности с правительством Карзая о военном присутствии американцев - лучшее тому подтверждение. Они говорят о том, что базы как «островки влияния» останутся. Речь идет о пяти-шести базах в Кандагаре, Баграме, Кабуле, Герате и ряде других крупных центров. Так что американцы в любом случае останутся, хотя и в меньшем количестве, чем сегодня (около 35 тысяч). Никаких кардинальных изменений не будет. США вложили очень большие финансовые средства в афганскую кампанию и возведение новых баз. Трудно представить себе, что они просто так возьмут и уйдут.
«СП»:- Стоит ли ожидать стремительной исламизации и радикализации Средней Азии после ухода американцев?
- Честно говоря, я не думаю, что в ближайшие годы в этом регионе произойдет «полный абзац» в связи с уменьшением американского военного присутствия. Кардинально ситуация не поменяется. Понятно, что талибы, вернувшись во власть, зачистят политическую поляну в самом Афганистане. С другой стороны, это вряд ли станет неожиданностью для Вашингтона, который уже сегодня «наводит мосты» с талибами. Допуская возможность их участия в политических процессах. Так что не стоит думать, что талибы сразу вооружатся и побегут через Пяндж наводить свои порядки в Таджикистане или в Узбекистане. Талибы очень долго будут наводить порядок в самом Афганистане. Называя вещи своими именами, они будут резать людей, которые раньше работали на Хамида Карзая. Это будет внутриафганская «зачистка». Другое дело, что в Центральную Азию будет проецироваться общая нестабильность, эпицентр которой будет находиться на афганской территории. Рост радикальных настроений затронет не только постсоветскую Среднюю Азию, но и Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР, и исламскую республику Иран.
«СП»:- Готовы ли наши власти держать ситуацию под контролем?
- Они пытаются этим заниматься уже сегодня. Напомню, не так давно были внесены изменения, которые облегчают проведение совместных операций оперативными силами коллективного реагирования в рамках ОДКБ. Не говоря о том, возможность парировать жесткие угрозы со стороны разнообразных исламистских группировок предусматривается уставом ШОС.
«СП»:- Доведут ли киргизские власти до конца процесс выдворения американской базы, или в последний момент «придут к компромиссу» на выгодных для себя условиях?
- Думаю, что президент РК все-таки подпишет этот документ. В этом плане я не ожидаю особых сюрпризов. Атамбаев слишком часто в последнее время говорил вслух о том, что он подпишет этот документ. Так что дело зашло слишком далеко, чтобы давать задний ход.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин напомнил, что уже год назад было известно, что транзитный центр в аэропорту Манас скоро заканчивает свое функционирование. По большому счету, ничего нового не произошло, парламент занимается юридическим оформлением давно принятого решения.
«СП»:- Может быть, изначально расчет был на то, что американцы не уйдут?
- Не думаю, что они там останутся. Собственно, поэтому Вашингтон и не оказывает особого давления на киргизские власти. Оставлять контингент в несколько тысяч человек в Афганистане абсолютно бессмысленно. Эти 6-8 тысяч просто становятся заложниками, а отнюдь не какой-то военной силой. То есть, они будут создавать проблемы самим же американцам. Соответственно, в продолжении функционирования центра в Манасе нет никакого смысла.
«СП»:- Стоит ли нам радоваться по этому поводу?
- Радоваться не стоит. Как это ни странно, даже до наших верхов за последние пару лет дошло, что присутствие американцев в Афганистане нам выгодно, а их уход может обернуться геополитической катастрофой. Главная проблема - это исламский радикализм. Уже в 1999 году шла экспансия талибов в Таджикистан. При том, что в Афганистане тогда еще существовал Северный альянс, который оказывал им противодействие. Я не понимаю, почему в этот раз все должно быть иначе. Успешность противостояния будет зависеть от того, на какие жертвы мы будем готовы пойти. Не говоря уже о том, стоит ли нам вообще убиваться ради Таджикистана и Киргизии. Для меня это неочевидно.
«СП»:- Учитывая безвизовый режим между РФ и Таджикистаном, дестабилизация в этой стране может аукнуться в России...
- Значит, придется вводить визы. Попытки удержать Таджикистан и Киргизию в какой-то момент могут стать бессмысленными. Как говорится, «себе дороже». Хотя, при любых обстоятельствах, мы обязаны удерживать Казахстан. А все, что южнее, можно будет пожертвовать. Уход американских военных означает и падение политического влияния США. Причем, почти до нуля. Если нам и придется конкурировать с кем-то в этом регионе в случае заполнения вакуума после ухода американцев, так это с китайцами. Однако, я думаю, что Россия постарается избежать слишком большого наращивания военного присутствия. Потому что, если у нас начнутся серьезные потери в Таджикистане и Киргизии, это резко снизит популярность власти в нашей стране. И власти будут вдвойне непопулярны, если мы будем по-прежнему наблюдать в РФ миллионы иммигрантов из Таджикистана и Киргизии, при том, что наши солдаты будут умирать в этих странах.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов напоминает, что пока мы имеем лишь промежуточное решение. Хотя законопроект в парламент внесло правительство, необходимо делать скидку на то, что Киргизия - это демократическая республика с элементами охлократии.
«СП»:- Чем можно объяснить достаточно спокойную реакцию американцев?
- Они весьма активно пытались препятствовать этому решению. Недавние беспорядки на золоторудном месторождении «Кумтор», которые едва не распространились на всю территорию республики, вполне возможно, были инспирированы извне. Правда, формально никаких доказательств этому не существует. Но, согласитесь, это странное совпадение, когда одновременно активизируются силы, которые выступают против вывода американской базы, и в то же время среди их союзников оказываются те, кто препятствует вступлению Киргизии в Таможенный союз. Я думаю, что американцы пытались повлиять на решение по базе, но им не удалось это сделать. Видимо, российская сторона смогла выдвинуть очень серьезные аргументы. В частности, речь может идти о масштабных инвестициях в экономику республики. Еще одна причина - это понимание киргизскими властями того, что даже если база останется, это никоим образом не гарантирует лояльность к ним со стороны Вашингтона. Они ведь прекрасно видят, что происходит в арабских странах. Как бы мы не относились к таджикской элите, инстинкт самосохранения у ее представителей развит замечательно.
Василий Ваньков