Директор Центра партнёрства цивилизаций Вениамин Попов считает, что май 2013 года «стал своего рода вехой в цивилизационном разломе, который пролег между Западом и исламским Востоком». Подробнее — в его экспертном комментарии.
Происшедший в последние два года на волне арабских революций подъем политического ислама, приход исламских партий к рычагам власти в Египте, Тунисе и Марокко, активизация этих сил в других арабских государствах создают дополнительную напряженность в отношениях между развитыми державами Европы и странами северо-африканского побережья.
Многие действия Запада, например, натовские бомбардировки Ливии, фактически способствуют (хотят того или нет их инициаторы) усилению экстремистских элементов в исламских течениях. Это проявилось не только в дестабилизации ситуации в Ливии, но и в убийстве там посла США и еще нескольких американских дипломатов. Прямым следствием военного вмешательства Англии и Франции стал раскол Мали, где также появился новый очаг радикального ислама. Ситуация в стране далека от урегулирования и вызывает глубокую тревогу местного населения, особенно в связи с предстоящим выводом основной части контингента французских войск с малийской территории. Следствием действий группы перекочевавших из Ливии экстремистов, как заявил президент Нигера, стали события 23 мая 2013 года в его стране, в результате которых погибли нескольких десятков человек, не говоря уже о том, что была приостановлена работа на важнейшем для страны заводе по производству урана.
Таким образом, зажженный в Ливии фитиль насилия перемещается вглубь Африки, создавая там опасные очаги напряженности. Ареал действий экстремистов расширяется, он уже охватил не только Сомали, но и Нигерию — крупнейшую по численности державу континента.
Некоторые эксперты считают, что, несмотря на то, что Усама Бен Ладен был убит американцами, нынешние лидеры «Аль-Каиды» сумели перестроить ее структуры и отделения, расширив сферу деятельности, в результате чего организация переживает второе рождение. Об этом, в частности, свидетельствует активность «Аль-Каиды» в Йемене и Ираке, а также в северо-африканском регионе. Несколько недель тому назад филиалом «Аль-Каиды» объявила себя сирийская экстремистская организация «Джабга ан-Нусра», та самая, которая составляет костяк вооруженных сил так называемой «сирийской оппозиции».
К сожалению, постоянные призывы многих известных политических деятелей и ведущих общественных организаций разных стран прекратить поддержку вооруженных экстремистов в Сирии и в других районах, ибо это неминуемо приведет к трагическим последствиям для самих западных стран, пока остаются без ответа. Более того, английские и французские власти настаивают на том, чтобы вооружать сирийскую оппозицию, словно не осознавая, что тем самым намеренно способствуют созданию нового центра террористической деятельности и в этом районе земного шара.
22 мая 2013 года Лондон был взбудоражен террористическим актом, который совершили среди бела дня два исламиста против британского военнослужащего. Они сначала пытались его обезглавить, потом нанесли многочисленные ножевые раны, от которых он скончался. Террористы — выходцы из Нигерии — кричали, что будут продолжать мстить за то, английские солдаты ежедневно убивают мусульман.
Вслед за этим члены националистической «Лиги английской обороны» устроили в Лондоне шумную демонстрацию, обвиняя правительство в том, что оно не защищает простых граждан, слишком мягко действует в отношении исламских радикалов, а главное — «попустительствует» политическому исламу. А через два дня в Париже было совершено подобное нападение на солдата французской армии, который чудом остался жив. (Некоторые французские политологи не исключают прямой связи между тем, что произошло в Лондоне, и попыткой убийства военнослужащего в Париже).
В целом ряде европейских стран власти сознательно не делают различия между умеренными исламистами и экстремистами, и население зачастую начинает обвинять всех приверженцев исламской религии в том, что они проповедуют насильственные действия.
В этой связи, пожалуй, более внимательно следует отнестись к другому трагическому событию, взбудоражившему всю Францию: 22 мая 2013 года французский писатель Доминик Веннер, известный своими крайне правыми взглядами, застрелился рядом с алтарем Собора Парижской Богоматери. Судя по оставленной им записи в блоге, он сознательно избрал такой жертвенный способ, чтобы обратить внимание французов на «неверный политический курс» нынешнего руководства страны. Он написал, что «французы имеют все основания для того, чтобы выразить негодование постыдным «законом об однополых браках» и призвал соотечественников не закрывать глаза на опасность, которую представляет собой распространение ислама во Франции и в Европе. «Вполне вероятно, что Франция может оказаться в руках исламистов», — предостерегает писатель. — «В течение последних сорока лет правительства активно этому способствовали, всячески подстегивая афро-магрибскую иммиграцию. И кто знает, может быть, лет через пятнадцать к власти во Франции придут исламисты, и они отменят закон об однополых браках, но сделают это не для того, чтобы осчастливить французов, а во исполнение законов шариата».
По мнению Веннера, французы не должны ограничиваться лишь непринятием гей-браков, они должны также бороться с угрозой, которую несет «великая замена народонаселения Франции и Европы». «Для этого, — утверждает в блоге писатель, — необходимы неординарные символические поступки, способные пробудить людей от дремоты, встряхнуть анестезированное сознание и восстановить память об их корнях».
Для того, чтобы разбудить сознание французов, Веннер совершил самоубийство, а норвежец Брейвик убил 77 своих соотечественников. Обоими двигал страх перед так называемой «исламизацией Европы». Исламофобия все больше распространяется в европейских странах.
Если власти не сумеют переломить ситуацию и продолжат политику разделения общества на своих и чужих, натравливая население на мусульман, пытаясь свалить на них все беды и недостатки общества и своей политики, то ситуация может привести к весьма печальным последствиям.
Пространные рассуждения о толерантности и диалоге культур звучат диссонансом с реальной политикой силовых приёмов. Это противоречие еще больше усиливает разлад в обществах и создает новые серьезные проблемы.
Вениамин Попов