"Когда новый лидер Китая Си Цзиньпин выбрал Россию в качестве первой страны, которую он посетил в должности председателя КНР в марте этого года, некоторые эксперты интересовались, не знаменует ли это наступление эры более тесных российско-китайских отношений", - пишет Рэчел Морарджи в статье в Financial Times.
Но несмотря на формальное пустословие, дракон и медведь не размыкают неуклюжих объятий, и торговым связям давно препятствуют подозрения с обеих сторон, считает автор статьи, опубликованной в рамках специального репортажа Financial Times "Новые торговые пути: Россия-2013".
"Они не уверены, следует ли им заниматься инвестициями в России, если сами россияне не вкладывают сюда собственные деньги", - приводит слова эксперта из Института Дальнего Востока РАН Александра Салицкого автор.
Работающий в Китае российский бизнесмен Алекс Егунов соглашается с тем, что коррупция в России сделала китайских инвесторов очень недоверчивыми, пишет издание.
"Государственные чиновники, открыто поддерживающие китайские инвестиции, могут потерять политические очки, потому что в России до сих пор существуют сильные антикитайские настроения и страх, что расширяющийся Китай может захватить российские территории", - поясняет Егунов.
Торговые связи улучшаются, отмечает автор статьи. Двусторонняя торговля выросла на 11,4% в прошлом году, но эти цифры основываются на китайском импорте российского сырья и ввозе российскими компаниями готовых продуктов, от одежды до машинного оборудования.
"Это означает неприятные изменения для России, которая была главным источником профессиональных знаний в области промышленности для Китая в 1950-х", - пишет журналистка. К 2011 году экспорт технического оборудования России в Китай упал до 1,4%.
"То, что показывают эти цифры, - это полная деиндустриализация России", - считает Салицкий.
Россия богата природными ресурсами, необходимыми Китаю, в том числе железной рудой. IRC, гонконгская дочерняя компания находящейся в Лондоне золотодобывающей корпорации Petropavlovsk, стала инициатором проекта по строительству железнодорожного моста через Амур, сообщает издание.
Это резко расширит двустороннюю торговлю, так как уменьшит транспортные расходы, позволив контейнерам следовать прямо через границу, говорится в статье.
"Торговля между Россией и Китаем должна быть намного больше, чем сейчас, и чиновники по обе стороны границы пытаются это изменить", - приводит слова исполнительного директора IRC Джея Хэмбро издание.
Financial Times