Звезда прежнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада близится к закату. Сейчас депутаты иранского парламента собирают подписи отнюдь не в поддержку его резолюций, как это было во время его господства. Разумеется, сбор подписей по самым разным вопросам в парламенте седьмого, восьмого и девятого созывов стал своего рода некой традицией, в которой меняется лишь то, в пользу или против чего это делается.
17 июня стартовали целых два проекта, направленных против Ахмадинежада. Во-первых, 76-е отделение Уголовного суда провинции Тегеран отправило экс-президенту Исламской республики повестку явиться на судебное заседание. Во-вторых, группа депутатов парламента из фракции «Последователей чистого правления мусульманского богослова» передали судебным органам обращение за подписью 150 депутатов (из 290) с требованием провести расследование в связи с незаконными действиями Ахмадинежада по содействию в регистрации для участия в президентских выборах своему ближайшему соратнику Эсфандияру Рахим-Машаи.
Официальные лица пока никак не прореагировали на сбор подписей для расследования нарушений экс-президента, однако в отношении повестки явиться в суд уже последовали некоторые комментарии. Правительственное бюро информации называет основанием для вызова в суд жалобу в адрес Ахмадинежада, составленную спикером парламента Али Лариджани и главой петиционной комиссии этого органа Мохаммад Али Пурмохтаром.
В интервью иранскому информационному агентству Mehr Пурмохтар заявил, что не может припомнить, по какому именно делу переизбранного президента вызвали в суд, потому что нарушений с его стороны было слишком много. В действительности, на Ахмадинежада поступили в петиционную комиссию парламента поступило множество жалоб. В частности, в них отмечались такие факты, как несвоевременное формирование министерства спорта и молодежи, нарушения в министерстве нефтяной промышленности, неполное представление отчета за четвертый план пятилетнего развития и серьезные отклонения от этого плана, постоянные нарушения бюджетного законодательства, отказ доводить до сведения исполнительных органов некоторые законы, принятые парламентом, несообщение парламенту о некоторых постановлениях правительства, а также ненадлежащие меры по слиянию министерств.
По сообщению новостного агентства Tasnim, основанием для вызова в суд Ахмадинежада стала его клевета в адрес ближайшего родственника спикера иранского парламента и демонстрация компрометирующей записи, в которой брат Али Лариджани якобы говорит о своей возможности благодаря родственным связям лоббировать некоторые законы. Какой бы ни была причина вызова в суд Ахмадинежада, правительственные СМИ называют его незаконным. Так, Правительственное бюро информации отмечает следующее: «Вызов господина Ахмадинежада в 76-е отделение Уголовного суда провинции Тегеран является антиконституционным. Согласно статье 140 Конституции Исламской республики Иран, обвинения по гражданским делам, выдвинутые президентом, его заместителями или министрами, должны сначала выноситься на обсуждение парламента, а затем расследоваться в гражданском суде». Здесь логично задать вопрос: когда и в каком качестве это обвинение обсуждалось в парламенте и соблюдались ли при этом все законодательные процедуры? К слову, десятый пункт 110-й статьи Конституции гласит, что нарушения президентом своих законных обязанностей должны рассматриваться Высшим судом страны.
Между тем Правительственное бюро информации сообщает, что истинная причина вызова в суд переизбранного президента остается неясной, хотя, по закону, каждый человек имеет право знать, в чем его обвиняют, к тому же по делу не были проведены какие-либо следственные мероприятия. Также сообщается, что жалоба на Ахмадинежада, обвиняемого в клевете, должна быть рассмотрена 26 ноября нынешнего года, то есть почти через полгода после отправки повестки и спустя четыре месяца после формального окончания его президентских полномочий. В связи с этим правительственный орган информации считает вызов переизбранного президента в суд предупредительной мерой, которая должна не допустить какие-либо непредсказуемые действия с его стороны до формального прихода к власти нового президента страны Хасана Рохани, выбранного 14 июня нынешнего года.
Вместе с тем следует отметить, что неучастие кандидатов правительства Ахмадинежада в последних президентских выборах и сам результат этого всенародного голосования свидетельствуют о несостоятельности переизбранного президента предпринять какие-то меры в условиях фактической утраты поддержки консервативных политиков.
Перевод Светланы Тарасовой